Гримасы мультикультурализма. Что стало причиной массовых беспорядков в Великобритании

Изначальной причиной возмущений части населения было зверское убийство детей в городке Саутпорт, однако участники последующих нападений на мечети, отели и другие объекты, связанные с мигрантами, даже не упоминали этот населенный пункт и произошедшую там трагедию в своих требованиях. Они полностью сосредоточились на антимигрантских и антиисламских лозунгах.

Гримасы мультикультурализма. Что стало причиной массовых беспорядков в Великобритании | ФОТО Mark Stuckey on Unsplash

ФОТО Mark Stuckey on Unsplash

Проблема межэтнических столкновений и погромов не нова для британского общества, но до сих пор власти не способны решить ее.

В 2005 году в Бирмингеме произошли яростные столкновения между африканской и азиатской общинами. В 2011 году по Лондону и Бирмингему прокатилась волна протестов из‑за убийства чернокожего. 2013 год стал одним из самых острых периодов расово-межконфессиональной напряженности в Британии — после убийства двумя чернокожими военнослужащего по столице королевства прокатились массовые антимигрантские беспорядки, а по всей стране было зафиксировано более 210 атак на мусульман и мигрантов.

Период относительного затишья после 2013 года мог породить иллюзию того, что британское общество и власть смогли найти выход из этой критической ситуации. Правительство консерваторов, несмотря на регулярную смену лидеров и членов кабинета, продолжало экспериментировать с законопроектами о регулировании нелегальной иммиграции, меняя квоты на предоставление убежищ и разрабатывая планы о депортации нелегальных иммигрантов в Руанду.

Поводы для этого были достаточно вескими. С 2021‑го по 2023 год число людей, пытающихся переправиться на лодках с Европейского континента на британскую территорию, выросло на 500 %. По данным национальной статистической службы Великобритании, за последние два года чистая миграция в страну находилась на самом высоком уровне за всю историю наблюдений. В течение периода с июня 2022‑го по июнь 2023 года этот показатель составил 672 тыс. мигрантов. Преимущественно это были взрослые и работоспособные мужчины с семьями, претендующие либо на социальные пособия, либо на рабочие места.

Температура в этом котле противоречий продолжала повышаться, и попытки сдержать рвущиеся наружу проблемы популистскими лозунгами были обречены на провал. В июле 2024 года страшная резня в Мерсисайде потрясла всю Великобританию. 17‑летний Аксель Рудакубана, гражданин Великобритании из Ланкашира, родившийся в семье иммигрантов из Руанды, был обвинен в убийстве трех девочек из местной танцевальной школы.

Жертвами стали девятилетняя Элис Дасильва Агиар, шестилетняя Бебе Кинг и семилетняя Элси Дот Стэнкомб. По сообщению полиции, Рудакубана ворвался в класс на Харт-стрит в Саутпорте и при помощи кухонного ножа убил трех девочек и ранил еще восьмерых детей. Двое взрослых также получили серьезные ранения.

В тот же день тысячи людей собрались на всенощное бдение возле места, где произошла трагедия, выражая свою скорбь. Однако мирные акции скорби быстро переросли в массовые протесты — волнения охватили Хартлпул, Олдершот и Лондон, где протестующие выступали против насилия и бездействия властей, обвиняя их в том, что уровень мигрантской и исламистской преступности в королевстве превышает все пределы.

В Лондоне протесты быстро переросли в столкновения с полицией и погромы. В Сандерленде протестующие подожгли полицейский участок. Массовые протесты правых активистов в разных частях Англии быстро усиливали напряжение в обществе. Особую ярость протестующих вызвал тот факт, что власти попытались сохранить в анонимности личность убийцы, опасаясь всплеска национализма и агрессии по отношению к мигрантам, мусульманам и чернокожим. Вышло же ровно наоборот — протестующие восприняли это как еще одно проявление двойных стандартов властей, опасающихся гнева приезжих больше, чем недовольства коренного населения.

Беспорядки сразу же привлекли внимание политиков, поспешивших выступить с жесткими заявлениями. Новый лейбористский премьер-министр Кир Стармер прямо пригрозил участникам протестов, заявив: «Для всех, кто принимает в этом участие, напрямую или через Интернет, — с вами, вероятнее всего, разберутся в течение недели».

Сомнений в том, что британская полиция в состоянии справиться с беспорядками, не возникает. Однако у многих жителей Великобритании уже сейчас рождается вопрос: почему трагедия в Саутпорте вызвала такой всплеск взаимной ненависти у представителей разных этносов и конфессий? Почему провалилась европейско-британская политика мультикультурализма, на протяжении десятилетий пытавшаяся превратить этих представителей в своеобразный коктейль, в котором все ингредиенты смешаны до такого состояния, что отличить их на вкус невозможно?

На фоне продолжающихся беспорядков популярность ново­испеченного премьер-министра Великобритании от лейбористов Кира Стармера стремительно пошла вниз. Рейтинг одобрения хоть и остался положительным, но упал на 16 пунктов, а именно с +19 до +3. При этом 53 % британцев относятся к новому премьеру неблагоприятно (рост на четыре пункта), положительное отношение высказали 37 % (снижение на три пункта), что дает чистый рейтинг благоприятствования -16.

Эксперты считают, что падение рейтинга Стармера — тревожный звонок для нового правительства и партии. «Как правило, в Британии, да и в других западных демократиях, пришедшая к власти партия, особенно с таким большинством, пользуется так называемым медовым месяцем в отношениях с избирателями, когда у них есть некий карт-бланш на реализацию той политической платформы, которую они озвучивали во время предвыборной кампании. Он может длиться несколько месяцев или год и более, но в этой ситуации мы видим, что такая неблагоприятная ситуация в Великобритании сокращает период этого медового месяца», — считает старший научный сотрудник НИУ ВШЭ Сергей Шеин. Он также добавляет, что ситуация опасна и для самого премьера, так как своим приходом к власти он обязан исключительно провалам политики консерваторов. «Это тревожно для самого Стармера, который не является каким‑то харизматичным политиком или тем, кого избрали из‑за того, что у него есть какая‑то уникальная политическая программа. Его и лейбористов избрали, потому что консерваторы очень сильно надоели. При этом и сами лейбористы сейчас ни рыба ни мясо с точки зрения своих внутриполитических и внешнеполитических программ. Поэтому я думаю, что это сокращает ту избирательную коалицию, которая привела лейбористов к власти», — рассуждает эксперт.

По мнению политолога Александра Шустова, несмотря на недовольство коренного населения Британии, ни лейбористы, ни консерваторы, следовавшие общей политике мультикультурализма, решить проб­лему иммиграции не смогли. «Это привело к этнокультурному расколу общества, создав социальную базу для противостояния на национально-религиозной почве. То, что беспорядки начались в Саутпорте — небольшом городе с населением около 90 тыс. человек, а не в Лондоне или Бирмингеме, удивлять не должно. В небольших населенных пунктах люди лучше знают друг друга благодаря соседским и родственным связям, а потому лучше способны координировать свои действия в кризисных ситуациях», — считает эксперт.

Читайте также: 

Запланированное падение. Британские избиратели нанесли чувствительное поражение консерваторам

Премьер-министр Бангладеш Шейх Хасина подала в отставку и покинула страну

#Великобритания #беспорядки #политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (7724) от 12.08.2024 под заголовком «Гримасы мультикультурализма».


Комментарии