Грецию ждут повторные выборы?

В минувшее воскресенье состоялись парламентские выборы в 300‑местный парламент Греции. Результаты показывают, что находящиеся у власти правоцентристы сохраняют решающее влияние в политике этой страны.

Грецию ждут повторные выборы? | ФОТО Hendrikje Glauner on Unsplash

ФОТО Hendrikje Glauner on Unsplash

Противоречивое состояние

Объективные эксперты, которые занимаются современной Гре­цией, справедливо приходят к выводу о том, что одной из характеристик социального и экономического состояния греческого общества является противоречивость, неоднозначность. Безусловно, по сравнению с «штормовой» ситуацией предыдущего десятилетия, когда эта республика оказалась перед лицом мощнейшего финансового и экономического кризиса и, по сути, была вынуждена сесть на «финансовый буксир» европейских и международных кредитов, сегодняшняя ситуация выглядит куда как лучше.

Еще в 2020 г. общественный долг превышал 200 % валового внутреннего продукта (ВВП), а дефицит коммерческого баланса составлял более 2,5 млрд евро. Однако структурные реформы, запущенные кабинетом Кириякоса Мицотакиса, за последние четыре года дали определенный результат.

Считается, что Греция на фоне многих других стран — членов Евросоюза относительно безболезненно и успешно прошла испытание пандемией COVID-19, правительство сумело аккуратно освоить причитающиеся стране финансы из плана по восстановлению европейской экономики, благодаря которому греки получили 30,5 млрд евро. Конечно, «ковидная рецессия» с резким падением национальной экономики в 2020 г., потерей «туристических» денег (а этот сектор дает около четверти ВВП) имела место, однако в последующем экономический рост составил уже в ежегодном выражении 4 – 6 пунк­тов. Правительство Греции считает плюсом последних лет относительно уверенное функционирование финансовой системы. Как недавно заявил премьер-министр Мицотакис, «перед лицом глобального финансового шторма… я еще раз заверяю всех греческих вкладчиков в том, что банковская система страны сильна и что их вклады защищены». Снижается также уровень безработицы.

Вместе с тем в целом крупный государственный долг сохраняется, составляя около 170 % ВВП. С учетом того что медианная заработная плата в Греции сегодня лишь 820 евро в месяц, отставание в уровне и стандартах жизни от более богатых стран ЕС очевидно. Большой проблемой в последние годы стал и рост «семейной задолженности» — кредитов, которые греческие домохозяйства набрали на потребительские нужды.

С оглядкой на Вашингтон

Разумеется, внешнеполитическая тематика не стояла в центре предвыборной кампании, хотя левая и национал-консервативная оппозиция упрекает нынешнее правительство страны в некритичной и безоглядной ориентации на Вашингтон и Брюссель. Традиционно партия «Новая демократия» (НД), лидером которой является глава кабмина Мицотакис, выступает как откровенно евроатлантическая политическая сила. Как недавно признался сам премьер-министр, «Греция вносит свой вклад в НАТО, мы являемся союзниками…».

Для внешней политики Афин характерно повышенное внимание к Балканскому региону. Пожалуй, в этой зоне у Греции есть только один явный соперник — Турция, с которой она оспаривает ряд островов в Средиземном и Эгейском морях. Впрочем, Греция ведет дипломатический диалог с Анкарой как по территориальным аспектам, так и по проблематике освоения морского шельфа. Имевшиеся несколько десятилетий спорные проблемы с Северной Македонией были разрешены вступившим в силу в 2019 г. Преспанским соглашением. Правительство Мицотакиса последовательно поддерживало вступление балканских посткоммунистических стран в НАТО; таким же образом позитивно Греция относится к членству западнобалканских государств в Евросоюзе.

В свое время Афины пытались играть активную и энергичную роль в процессе ближневосточного урегулирования, сохраняя при этом стабильные связи с арабским миром, поскольку Греция поддерживает идею создания жизнеспособного палес­тинского государства. Однако в последние годы республика в большей степени солидаризируется с общим подходом дипломатии ЕС к ближневосточной проблеме.

Впрочем, «евроатлантический» крен не мешает греческой дипломатии развивать взаимовыгодные отношения с Китаем. Афины участвуют в совместном продвижении и строительстве «Пояса и пути», а китайские инвестиции играют важную роль в греческой экономике. Поднебесной интересны инфраструктура Греции, транспорт, энергетическая сфера, коммуникации, судоходный сектор…

А вот что касается греко-российских отношений, то здесь можно сказать определенно: Афины вынуждены сверять свои подходы с позицией мощных западных союзников. Вообще говоря, к началу 2020‑х гг. действовали порядка 50 договоров и соглашений между нашими странами, энергично развивались экономические связи между РФ и Грецией, по многим вопросам мировой политики Москва и Афины занимали схожие позиции. Однако события 2022 г. в Восточной Европе привели к резкому снижению уровня двусторонних взаимоотношений. Как отметил еще в прошлом году российский посол в Греции Андрей Маслов, «с конца февраля у нас полностью разрушены двухсторонние отношения, их больше нет…».

«Новая демократия» снова впереди

Парламентские выборы 2019 г. дали правоцентристской НД абсолютное большинство мандатов в парламенте, что открыло перед Кирьякосом Мицотакисом «зеленый свет» в осуществлении внутренней политики. Как полагает греческий политолог Димос Ванелис, «эта политика имела явный неолиберальный характер». Сын бывшего премьер-министра Константиноса Мицотакиса, нынешний глава правительства республики — выпускник Стенфорда и Гарварда, основавший собственную компанию по частным и венчурным инвестициям. В последние четыре года он действительно осуществлял внут­реннюю политику в первую очередь в интересах предпринимательского сообщества.

В Греции прошла очередная волна приватизации (включая сферы инфраструктуры, туризма и транспорта), была проведена налоговая реформа ради привлечения иностранных инвестиций. В то же время в интересах работодателей было реформировано социальное законодательство, ограничены права трудящихся на забастовку и заключение коллективных договоров. Предприниматели теперь вправе увольнять работников без объявления причин и предварительного уведомления заинтересованных лиц. Однако бесспорно то, что за последние четыре года национальная экономика стала стабильна. Экономический рост способствует созданию рабочих мест.

Итоги голосования 21 мая показывают: НД даже расширила уровень электоральной поддержки — правоцентристы получили 40,8 % голосов и 146 депутатских мандатов, то есть на сей раз до абсолютного большинства им не хватает всего 5 мандатов. Партия по‑прежнему пользуется серьезной поддержкой среди бизнес-сообщества и среднего класса, имея широкую поддержку и в других секторах общества. Правда, нужно иметь в виду, что в голосовании приняли участие лишь 61 % зарегистрированных избирателей, что, по греческим меркам, маловато.

При этом отметим, что на снижение рейтинга популярности НД не сыграли различные скандалы: коррупционная афера, связанная с фармацевтической транснациональной корпорацией «Ноартис», ставшие достоянием общественности факты подслушивания телефонных разговоров, крушение в конце февраля железнодорожного поезда, жертвами чего стали 57 человек. Высокий уровень личной популярности и компетентности Мицотакиса сыграли в пользу греческой партии власти.

Однако нужно помнить, что в парламентском поле у НД практически нет союзников. Партия аккумулирует сегодня львиную долю правого электората. Мицотакис в ходе предвыборной кампании заверял избирателей, что «новые демократы» будут бороться только за абсолютное большинство. Национал-консервативная партия «Греческое решение» (ГР, 4,5 % голосов и 16 избранных депутатов) находится в оппозиции к внутренней и внешней политике правительства. А ультраправая, откровенно неонацистская партия «Золотая заря» в 2020 г. была признана афинским апелляционным судом преступной организацией и распущена. В итоге сегодня влияние крайне правых в греческой политике заметно снизилось. Несмотря на то что арифметически в парламенте республики после голосования 21 мая остается правое большинство, вариант коалиции НД и ГР маловероятен.

Разнообразные левые

Выборы подтвердили, в общем, то, что специалисты и так знают: в Греции большим влиянием пользуются левые силы. И это для стран Южной Европы вполне логично: относительно невысокий уровень жизни, значительное число небогатого населения, наличие множества социальных проблем и одновременно давние традиции профсоюзного движения, высокий уровень политизации общества — все эти параметры объективно способствуют сохранению сильного левого движения.

При этом мы можем сегодня говорить о том, что в Греции левое движение находится в расколотом состоянии. Вот и на этот раз левые и левоцентристы пошли на парламентские выборы разными колоннами, три из них в итоге провели своих депутатов. В общей совокупности левая оппозиция получила на нынешних выборах более 44 % голосов.

Статус ведущей левой партии сохраняет Коалиция радикальных левых — прогрессивный альянс (СИРИЗА), чей лидер 49‑летний Алексис Ципрас в 2015 – 2019 гг. возглавлял национальное правительство, но четыре года назад перешел со своей партией в оппозицию. СИРИЗА исторически объединяет еврокоммунис­тическую и демократическую левую традицию, но объективно курс партии все больше близок к социал-реформизму. Дело в том, что большая часть социал-демократического электората республики в свое время перешла от Всегреческого социалистического движения (ПАСОК) к СИРИЗА, что, конечно, накладывает свой отпечаток на процесс дерадикализации этой политической силы. 21 мая за СИРИЗА отдали голоса 20,1 % избирателей (71 парламентарий), но это более чем на 11 пунктов меньше, чем в 2019‑м, что делает радикальных левых главными неудачниками голосования. Правда, предвидя новые выборы, Ципрас призвал сторонников ко «второй решающей избирательной борьбе».

ПАСОК, резко ослабленное в прошлое десятилетие последствиями непопулярной политики «строгой экономии», мало-помалу укрепляет свои позиции. Социал-демократический список Движения за изменение, составленный из кандидатов от ПАСОК и Движения демократических социалистов, получил общее третье место с 11,5 % голосов и 42 депутатами.

Но если социалисты в принципе готовы к сотрудничеству с СИРИЗА, то Коммунистическая партия Греции (КПГ), также немного укрепившая свои позиции (7,2 % голосов и 25 депутатских мест), изначально отвергала проект включения в гипотетическое левое парламентское большинство. КПГ известна своими неосталинистскими и сектантскими по отношению к умеренным левым силам позициями, делая стратегическую ставку на революционное преобразование общества и пролетарскую диктатуру.

Неполная победа НД привела к ситуации, когда в парламенте не оказалось большинства. Многие греческие политологи и политики полагают, что при таком раскладе без повторных парламентских выборов не обойтись. Они могут состояться уже в конце июня.

#Греция #выборы #политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 94 (7423) от 26.05.2023 под заголовком «Грецию ждут повторные выборы?».


Комментарии