Птица зимняя. В семье петербуржца появился прирученный грач Тишка

Летом прошлого года в доме моего соседа Виктора Российского (такая фамилия!) появился грачонок. Едва начавший оперяться птенец выпал из гнезда, и Виктору ничего не оставалось, как принести его из городского парка домой. Назвал он крылатого гостя Тишкой.

Птица зимняя. В семье петербуржца появился прирученный грач Тишка | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Поскольку грач практически всеяден, проблем с питанием не возникало. И к середине лета Тиша стал вполне взрослым, но не ручным. Признавал только своего спасителя.

Когда птица начала размахивать крыльями, готовясь к полету, Виктор заметил, что махи Тиши неодинаковы. Показал птицу ветеринару, который объяснил, что повреждена косточка крыла и грач не сможет летать на большие расстояния. Так и вышло...

Кое-как научившись порхать, Тишка присоединился к грачиной компании, обитавшей в городском парке, — кормился и ночевал всегда со своими собратьями. С приближением осени грачи стали готовиться к отлету. Тишка тоже отправился со стаей в дальний путь. Однако быстро вернулся и остался зимовать в поселке.

Он прибился к стае серых ворон. Правда, ночевал вместе с голубями на чердаке вокзала. Наверное, сказывалось, что вырос он у Виктора именно на чердаке его дома. Конечно же, он мог вернуться туда в любой момент, однако по каким-то причинам не делал этого, предпочитая бродячую жизнь.

Единственное правило, которое Тишка неукоснительно соблюдал: каждый будний день ожидал Виктора на железнодорожной платформе (его спаситель работал в городе и возвращался домой на электричке в одно и то же время) и провожал его до дома. Минут за 10 — 15 до прибытия поезда он усаживался на ветку березы, нависшей над платформой, и терпеливо ждал.

Когда электричка опаздывала, свое недовольство Тишка выражал громким хриплым: «Краа, краа». Такими криками встречал он Виктора, вышедшего из вагона. В одну из таких встреч произошел любопытный эпизод. Однажды с Виктором из вагона вышел подвыпивший местный мужичок.

Увидев Тишку, достал из кармана кошелек, вынул первую попавшуюся купюру (сто рублей) и протянул птице со словами:

— Держи, Тишка. У меня сегодня день рождения — шестьдесят стукнуло. Угостись за мое здоровье. Да не забудь сдачу принести.

Не мешкая, грач схватил клювом купюру и отлетел на несколько метров.

— Эй, эй! — спохватившись, завопил юбиляр, бросаясь к птице. — Отдай!

Но не тут-то было... Тишка, держа купюру в клюве, перебрался на тополь. Мужичок попытался влезть на дерево, а когда ничего не получилось, начал кидать в грача что попало, видимо, надеясь, что он бросит бумажку. По-прежнему не выпуская из клюва купюру, птица устроилась на коньке крыши вокзала: и не влезешь, и камень не добросишь! Под хохот окружающих незадачливый юбиляр отправился восвояси. Где грач бросил купюру, так и осталось загадкой.

Той же зимой Тишка «взял под свое крыло» местных голубей и воробьев. Произошло это так. Недалеко от поселковой почты, куда приходили за пенсией сердобольные старушки, врос в землю старенький «Москвич». Возле него пожилые женщины и подкармливали птичек. А дворовые коты, забравшись под машину, ждали момента, когда пернатые зазеваются. Тишка, заметив злоумышленников, приблизился к затаившимся кошкам и так оглушительно закаркал, что испуганные животные бросились врассыпную. Вот так он и охранял своих сородичей до конца зимы.

А весной, когда с зимовки прилетели грачи, Тишка присоединился к ним и больше не встречал Виктора на платформе и не защищал птиц. Наверняка он нашел себе пару и теперь был занят неотложными семейными делами.

#птицы #животные #история #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (6267) от 12.09.2018 под заголовком «Грач птица зимняя».


Комментарии