Государственную систему фонового мониторинга многолетней мерзлоты пополнили несколько новых пунктов
Они появились в западной части Южно-Сибирских гор. Самым высоким из них стал пункт «Актру» (2,1 км над уровнем моря). А оператором этого крупного федерального проекта по отслеживанию процесса деградации многолетнемерзлых пород выступает петербургский Арктический и Антарктический институт (ААНИИ).
ФОТО Daiwei Lu on Unsplash
Два других новых пункта мониторинга мерзлоты (пожалуй, уже не вечной из‑за глобального потепления), который охватил многие регионы России, были открыты около алтайских горных сел Кош-Агач и Ташанта.
Небольшое селение Кош-Агач находится в 438 км от Горно-Алтайска, столицы Республики Алтай, на берегу реки Чуи. Оно расположено в межгорной котловине и отличается резко континентальным климатом. Летом температура там превышает плюс 30 градусов, а абсолютный минимум, зарегистрированный алтайской метеостанцией, составляет минус 55,1 градуса по Цельсию.
Разница между крайними температурными значениями в этом районе, получается, близка к 90 градусам, а такой климат принято считать экстремально суровым. Вот там‑то, на высоте 1,7 км над уровнем моря, ученые и обустроили новый пункт наблюдения. Он представляет собой термометрическую скважину, оснащенную датчиками и средствами связи.
Другой пункт мониторинга был запущен близ села Ташанта, расположенного на границе с Монголией, в том же Кош-Агачском районе. Это один из наиболее высоких автомобильных перевалов на Алтае. Скважина, пробуренная там на высоте 2,1 км, оказалась самой южной точкой сети государственной системы мониторинга мерзлоты. А в западной части Бурятии, которую пересекает горная система Восточных Саян, подобная скважина появилась в районе метеостанции «Орлик» — на высоте 1,3 км.
По мнению специалистов, Алтае-Саянская горная система, где возникли эти пункты наблюдения, расположена на равном удалении от Северного Ледовитого, Тихого и Индийского океанов. Для всего этого района с резко континентальным климатом характерны холодные зимы и жаркое лето при небольшом количестве осадков. Ну а появление мерзлоты на таких низких широтах ученые объясняют понижением температуры воздуха в горах. Температура льдонасыщенных мерзлых грунтов составляет там сейчас около нуля градусов, выяснили специалисты. Поэтому деградация криолитозоны (верхней части земной коры, где из‑за минусовых температур на поверхности и под землей возникает лед) идет здесь особенно быстро, поясняет Юрий Угрюмов, заместитель директора ААНИИ. По его словам, из‑за сложных гидрогеологических условий (прерывистое распространение мерзлых пород и наличие подземных вод) бурению скважин в этих местах предшествовал длительный этап рекогносцировки по выбору оптимальных точек.
Буровые работы показали, что мощность мерзлого слоя у села Ташанта составляет 14 метров. В районе пункта «Кош-Агач» верхняя граница мерзлоты опустилась до 10 метров, а недалеко от горы Актру, одной из главных вершин Северо-Чуйского хребта, этот слой не превышает пяти метров.
«Растепление пород может неблагоприятно воздействовать на капитальные сооружения и даже разрушать их, — продолжает ученый. — Деградация мерзлоты способна также изменять водный баланс, что может негативно повлиять на пастбищное животноводство, а это основа экономики алтайского региона. В Орлике, по данным нашей термометрической скважины, деградация мерзлоты еще не началась, но и там температура приближается к нулевой отметке».
Чтобы наблюдать за этим опасным дамокловым мечом, видеть тенденции и прогнозировать связанные с растеплением пород негативные процессы, заблаговременно к ним готовясь, в России и развернута сеть таких пунктов. Работа над проектом будет продолжаться до конца 2025 года.
К тому времени планируется обустроить 140 пунктов с отечественным оборудованием: блок регистрации и 32 датчика. Они непрерывно автоматически измеряют температуру мерзлоты на разных глубинах и в разных точках страны и в режиме онлайн передают данные в Центр мониторинга многолетней мерзлоты ААНИИ. Почти половина таких пунктов уже действует в семи регионах страны (как правило, на базе метеостанций Росгидромета). А по итогам нынешнего года в эту сеть должно входить 78 скважин, каждая глубиной до 25 метров.
Россия — единственная из северных стран мира, где формируется государственная система мониторинга мерзлоты. Это неудивительно, ведь территория криолитозоны в РФ огромна. Многолетнемерзлыми грунтами, которые сформировались в эпоху последнего ледникового периода, тысячи лет назад, покрыто почти две трети площади России (около 65 %). А исследованием связанных с ними процессов занимается, кстати, не только полярная наука.
Так, петербургское дочернее предприятие «Газпрома» создало Центр изучения и сохранения мерзлоты на Крайнем Севере, где добывается углеводородное сырье. Его задача — на основе исследовательских работ давать комплексную оценку проектов по обустройству и эксплуатации месторождений, расположенных в криолитозоне.
Геологи, инженеры и геокриологи центра будут также опробовать новые технологии и подходы по выполнению таких работ в сложных климатических условиях, курировать испытания новинок и материалов, систем инженерной защиты и датчиков контроля северных грунтов. Ведь их устойчивость, а также надежность и долговечность стоящих на них сооружений во многом зависят от сохранения неизменной температуры пород, отмечают специалисты.
Читайте также:
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (7782) от 30.10.2024 под заголовком «Мерзлота онлайн».
Комментарии