Город в руинах. В Новой Ладоге разрушаются исторические здания
В конце ноября мы сообщили о появлении в Новой Ладоге музея Суворова (см. «Наука открывать» от 30 ноября). Но, к сожалению, это лишь луч света в нынешнем достаточно безрадостном облике этого своеобразного городка, бывшей купеческой столицы Петербургской губернии. Старые деревянные дома продолжают разрушаться и гореть. Заколоченный Гостиный двор пустует, каменное здание гимназии на проспекте Карла Маркса, бывшем Николаевском, уже много лет стоит в руинах...
ФОТО Антонины ЕЛИСЕЕВОЙ
Недавно оказавшийся в Новой Ладоге известный московский блогер Дмитрий Захаров назвал увиденное царством тлена и уныния: «Город выглядит, как после боев с применением артиллерии. Уникальные церкви или разрушаются, или изуродованы «реставрацией», исторические деревянные дома сожжены вандалами, город в запустении... А ведь если привести город в порядок, он может стать туристическим центром федерального значения».
Новая Ладога – город маленький, активных местных жителей, которые готовы биться за сохранение его исторического облика, не так и много. Поэтому едва ли не главную роль в деле спасения Новой Ладоги играли петербургские градозащитники, а ладожане присоединялись. Точками объединения служат местный историко-краеведческий музей и, разумеется, социальные сети.
Одно из сообществ в Интернете – «За музей Ладожской флотилии в Новой Ладоге!» – создано в защиту бывшего особняка купца Луковицкого, расположенного на проспекте Карла Маркса, 30. Сейчас это один из немногих в Новой Ладоге объектов культурного наследия федерального значения. Во время войны там как раз находился штаб флотилии, а также редакция краснофлотской газеты «За Родину».
– При словах «Дорога жизни» большинство представляют себе грузовики на льду Ладоги, – говорит координатор петербургского движения «Живой город» Дмитрий Литвинов. – Однако из почти 900 дней блокады ледовая дорога работала лишь 150 дней. А все остальное время доставляла грузы и оберегала единственный путь снабжения блокадного города Ладожская военная флотилия, сформированная еще в конце октября 1939 года.
Шесть лет назад в здании на проспекте Карла Маркса случился пожар, и с тех пор чиновники никак не могут решить, кто и когда будет его восстанавливать. Между тем время идет, пострадавшее сооружение стремительно превращается в развалины.
– До сих пор здесь не проведены даже противоаварийные работы. Областное агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры пыталось передать здание в долгосрочную аренду по программе «за 1 рубль», но заявок не поступило. Да еще и губернатор Ленинградской области вскоре после пожара посетовал, что Росимущество не отдает здание в ведение региона, – пояснила представитель «Живого города» Антонина Елисеева.
С тех пор были написаны горы обращений, писем, воззваний. В поддержку одной из петиций с призывом отдать здание области и сделать в нем музей подписались больше 23 тысяч человек. И, наконец, в конце ноября нынешнего года Минкульт подтвердил, что предлагает «вернуться к рассмотрению вопроса о передаче объекта из федеральной собственности в собственность Ленинградской области». Будем надеяться, что так и случится.
Ревнителей истории поддерживает Новоладожский краеведческий музей, который в 1987 году был создан именно как музей Ладожской флотилии, а потом стал краеведческим. До того как здание музея на Пионерской улице (дом купца Тимофеева) лет пять назад закрыли на ремонт, экспозиция по флотилии занимала в нем два зала и была очень насыщенной. В запасниках много редких артефактов, которых вполне хватило бы на создание отдельного музея. Своими находками готовы поделиться поисковики, занимающиеся морской археологией.
Поддержку высказали Центральный военно-морской музей и Объединенный совет ветеранов Дороги жизни и их потомков. По словам его председателя Сергея Панина, «воевать» за дом штаба флотилии приходится уже давно, а вот выиграть никак не удается. Великому полководцу Александру Суворову, для которого понятия о чести и воинской славе были святы, подобное отношение явно бы не понравилось.
– Новая Ладога вполне заслуживает того, чтобы кроме суворовского музея иметь еще и музей Ладожской флотилии! – восклицает Дмитрий Литвинов. – К тому же в сентябре следующего года – 80-я годовщина начала действия водной трассы Дороги жизни.
Несколько лет назад в Новой Ладоге был приведен в порядок мемориал, где установлено два военных корабля. Он был создан в свое время по инициативе командующего флотилией Виктора Черокова, который после войны часто бывал в Новой Ладоге и считал ее очень важной для истории Дороги жизни.
Кстати, дом в Новой Ладоге, на втором этаже которого Виктор Чероков жил во время войны (все на том же проспекте Карла Маркса, 24), еще в 1997 году был отмечен мемориальной доской. Здание в федеральной собственности, является объектом культурного наследия регионального значения, в охранных документах значится как «бывший дом купца Марфина, впоследствии богадельня». Однако он вот-вот опустеет. Расположенное в нем 92-е отделение полиции ОМВД России по Волховскому району переедет по другому адресу.
– Ремонта там не было давно, электропроводка, по словам сотрудников отделения полиции, не совсем исправная, – говорит Антонина Елисеева. – И если сейчас дом пока еще в достаточно удовлетворительном состоянии, то, оставшись без присмотра, рискует повторить судьбу штаба Ладожской флотилии...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (6822) от 08.12.2020 под заголовком «Суворову бы не понравилось».
Комментарии