Десерт со вкусом. Тайны глазированного сырка
Кто придумал глазированный сырок - история умалчивает. Даже самым досужим следопытам, казалось бы, знающим все о продуктовом прошлом, не удается установить ни имя «родителя», ни место рождения этого творожно-шоколадного лакомства.
При соблюдении всех правил технологии производства и хранения сырок должен держать форму и не расползаться по упаковке и рукам. ФОТО Валерия Матицына / ТАСС
День сырка
Известно лишь, что рецептура приготовления сырков была известна узкому кругу технологов молочной промышленности Советского Союза в 1930-е годы. Но массового производства ни тогда, ни позже налажено не было. Впервые Москва и Ленинград вкусили лакомство только в 1950-е. В следующее десятилетие глазированные сырки появились на прилавках крупных городов страны.
Сладкий ванильный вкус сырков очень нравился детям, а ломкая шоколадная глазурь для многих была отдельным лакомством. Можно было осторожненько снять пластинки шоколада с творожной основы, отложить их в сторону. Сначала слопать тающий во рту творог, а потом приняться за глазурь. А можно было и наоборот. Хитрые родители частенько пытались выдать глазированный сырок за эскимо, чтобы уберечь нежное горлышко ребенка от простуды.
Впрочем, есть еще одна версия появления глазированного сырка. Скажем так, псевдоисторическая. Официальная история сыроделия в России ее не признает, но как легенду, народную быль, из уст в уста передаваемую уже второе столетие, допускает.
Рассказывают, еще в середине позапрошлого века пошла из алтайского села Буланиха по окрестным весям традиция отмечать... День сырка. Приходился он на 4 ноября. В этот день хозяйки готовили глазированный сырок и выставляли его на подморозку в сени. Потом переносили на окно и следили: если сырок будет отбрасывать длинную тень, значит, зима начнется совсем скоро. Если сразу начнет таять, осень продлится еще шесть недель.
Можно предположить, что местные сказочники «срисовали» эту историю с заокеанского Дня сурка. Но! Праздновать День сурка в Америке стали с 1887 года. А алтайскую быль-небылицу датируют 1872 годом.
Наш глазированный сырок называют одним из брендов советской пищевки. Позже он получил прописку в других странах. Первой была Венгрия, там массовое производство сырков началось с 1968 года, к ней присоединились другие страны соцлагеря. Чуть позже наш сырок улетел за океан - в Новую Зеландию. Ну и так далее - по странам и континентам...
Бравурное шествие глазированных по продовольственным прилавкам нашей страны закончилось в 1980-е. Сырки стали дефицитом (чего, правда, столичные города не ощутили). Спустя десятилетие он стал уходить в небытие, но появилась проблема выбора. Возникли новые компании-производители, новые технологии, позволившие расширить ассортимент.
Первые глазированные сырки упаковывали в кашированную фольгу (материал, полученный путем склеивания алюминиевой фольги с бумагой), она не обеспечивала продукту герметичность, поэтому срок годности таких сырков не превышал трех суток. С внедрением упаковки «флоу-пак» (пленка-пакет) стало возможным продлить срок годности сырка до 15 суток в холодильнике и 60 суток в замороженном виде.
Многие производители для дополнительной упаковки стали использовать картонные коробочки, которые позволяют сохранить форму сырка при транспортировке. И хоть такие упаковки заметно поднимают розничную стоимость товара, в целом он остается массовым и демократичным.
Творог на дрожжах
Основная потребительская аудитория творожно-глазированного лакомства - дети. Часто родители покупают сырки для своих чад как замену творогу. Совершенно не задумываясь о том, что по пищевой ценности они ближе к кондитерским изделиям.
В сырках много сахара - в среднем три чайные ложки в одном изделии. Много жира - в наиболее популярных сырках 23 - 26%. Поэтому диетологи категоричны: как десерт «от случая к случаю» - да, как ежедневный завтрак - нет. Это касается и детей и взрослых.
В пользе современных глазированных сырков очень сильно усомнились и эксперты Роскачества, закончившие в прошлом месяце глобальное исследование этого рынка и обнародовавшие его результаты. Впрочем, это далеко не первая проверка глазированных сырков, что подтверждает вот эта фраза из отчета: «Как показывают наши экспертизы за последние пять лет, особенно рассчитывать на высокое качество такой продукции не стоит».
В этот раз в лабораторию отправили семь образцов глазированных сырков. Из них два были изготовлены по ГОСТу, остальные - по техническим условиям производителей. Но, как показало исследование, никакие надписи на упаковках не гарантируют ни качества, ни безопасности.
В пяти образцах из семи эксперты обнаружили превышение нормативов по содержанию дрожжей. Технический регламент допускает не более 100 КОЕ/г (КОЕ - показатель, характеризующий микробиологическую «чистоту» или, напротив, степень бактериальной загрязненности). Провинившиеся бренды перешагнули этот порог. И если, допустим, в сырке «Советские традиции» дрожжей больше «всего» в 14 раз, то в «Ростагроэкспорте» - в 140 раз, а в «Ностальгии» - в 150 раз!
На этом фоне скромные превышения «Билла» и «Б. Ю. Александрова» (5,5 и 2 раза, соответственно) выглядят вполне невинно. Но остаются нарушением требований безопасности.
В «Творобушках» дрожжей нет, но выявилась другая проблема: присутствие небольшого количества сорбиновой кислоты - консерванта, использование которого в творожных сырках недопустимо.
И только сырок «Свитлогорье» оказался соответствующим требованиям безопасности по всем проверенным показателям (хотя у экспертов и возникли претензии к его упаковке).
На обертках сырков указан процент жирности. Доверчивые покупатели ориентируются на маркировку и выбирают в соответствии со своими вкусами - кто пожирнее, кто «полегче». На деле же указанные цифры с реальными не совпадают. Исследование показало, что у «Свитлогорья», «Ностальгии», «Ростагроэкспорта» и «Билла» жирность творожной основы меньше заявленной на упаковке. А в самых якобы диетических «Творобушках» - больше.
Вкус и запах сырков эксперты оценили в целом как «типичные для подобного рода продукции». Отметили только, что в «Ростагроэкспорте» и «Билле» очень слабый кисломолочный вкус, в «Свитлогорье» слишком мягкая глазурь, а в «Творобушках» - с глазурью перебор.
Вместо шоколада, вместо молока...
Про глазурь - отдельная строка. ГОСТы советских и первых постсоветских времен четко нормировали соотношение массы глазури и творожной основы. А именно: глазури должно быть не больше 20%. В новом ГОСТе таких требований нет. А уж в ТУ производителей нет их и подавно. Потому производители «Творобушек» и расстарались - глазури в этих сырках 41%!
Из всех сырков только сырок «Б. Ю. Александров» оказался покрыт настоящим шоколадом. Впрочем, остальные производители и не заявляли, что на их сырках шоколад, указывая в составе кондитерскую или жировую глазурь.
Для справки. Кондитерская глазурь состоит из сахара, какао-продуктов и жира (заменителя масла какао). Жировую глазурь вырабатывают на основе пальмового или кокосового масла.
Глазированные сырки - скромная составляющая огромного молочного рынка. Среди основных групп молочной продукции самые весомые доли приходятся на цельное молоко, кисломолочные продукты, йогурты, сметану, творог и сливки. Доля цельного молока на рынке - около 84%. Следующие по значимости для потребителя виды молочной продукции, по данным Росстата: сыр - 8%, сметана - 7%, творог - 5%.
Хотя, по мнению отдельных экспертов, рынок творожков и глазированных сырков практически насыщен, на нем еще остались свободные ниши. Например, вы не найдете на прилавках творожных пудингов. В целом у рынка кисломолочных и, в частности, творожных продуктов огромный потенциал развития.
Было бы сырье - молоко и творог.
«Развитие рынка творога, - утверждают аналитики, - обычно следует за «молочными» тенденциями. Поэтому если отмечается большой «урожай» молока, то можно заметить рост рынка и расширение ассортимента творога». Правильное утверждение. Только вот большого «урожая» молока в России давно уже не видели. Есть ежегодные приросты молочной «валовки» 1 - 2%, но их не хватает, чтобы завалить молочной продукцией собственного производства всю страну.
И вот при таком дефиците творожный рынок... показывает сногсшибательную статистику. В прошлом, к примеру, году в России было произведено 493,1 тонны творога, что на 21% больше, чем годом ранее. В течение последней пятилетки каждый год производство прибавляло по 15 - 20%.
Одна маленькая хитрость. Речь на самом деле идет не о традиционном классическом твороге, а о рынке творожной продукции. Большая же часть ее, продукции, производится с активным использованием растительных жиров. И ни для кого уже не секрет, что пальмовое/кокосовое масло растоплено не только в глазури, облепившей творожный сырок, но и в самой творожной массе.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (6295) от 08.10.2018 под заголовком «Глазированный десерт».
Комментарии