Глава РАО поддержала введение ГОСТа для школьной формы и новый предмет о нравственной культуре
Ольга ВАСИЛЬЕВА — первая женщина — министр просвещения (образования) в истории России. Сейчас она — президент Российской академии образования. В интервью с корреспондентом ТАСС Анастасией КУЗЬМИНОЙ Ольга Юрьевна поделилась мнением о введении обязательного ЕГЭ по истории для гуманитариев и новом ГОСТе для школьной формы, рассказала, какие образовательные практики СССР можно применять сегодня и как родителям поддержать ребенка в новом учебном году.
ФОТО Михаила ТЕРЕЩЕНКО/ТАСС
— Как вы относитесь к введению обязательного ЕГЭ по истории для гуманитарных и социальных специальностей? На какие направления, на ваш взгляд, необходимо оставить ЕГЭ по обществознанию?
— Приведу наглядный пример. В советское время при поступлении на экономику и юриспруденцию абитуриенты первым экзаменом сдавали историю. Как правило, после него на основных факультетах в социогуманитарном блоке оставалось 50 % ребят. Дальше шло сочинение, которое отсеивало еще 30 %. И 20 % уже показывали свои знания непосредственно по профильному предмету. Поэтому история была обязательна для всех гуманитарных и социогуманитарных направлений, включая экономику. Это была хорошая практика.
С 1 сентября 2026 года Минпросвещения РФ планирует сократить количество уроков иностранного языка и ввести новый предметСегодня я не уверена, что современные юридические факультеты готовы отказаться от обществознания. Этот вопрос необходимо обсуждать, спрашивать в первую очередь у вузов, есть ли у них такая потребность. Но все‑таки на одном настаиваю. Хочется, чтобы будущие учителя истории сдавали именно ЕГЭ по истории, а не по обществознанию.
— Вечный вопрос: надо ли отменять ЕГЭ? Или на данный момент эта форма экзамена наиболее совершенна?
— Думаю, что нужно совершенствовать систему ЕГЭ и давать больше возможностей в части письменных ответов, где проявляется творческое начало, прежде всего это ответы по истории, литературе, русскому языку.
— В школах появится предмет «Духовно-нравственная культура России». Каким вы видите его место в школьной программе?
— Данный предмет — это продолжение «Основ религиозной культуры и светской этики», которые изучаются в 4‑м классе. Являясь одним из авторов учебника, я, конечно, с энтузиазмом принимаю возможность продолжения. Любой человек, который живет в России, должен хорошо знать традиции нашей многокультурной страны.
— В 84 школах семи регионов стартует пилот по оценке поведения. Насколько, по‑вашему, важна формализованная оценка поведения в современной школе?
— Не вижу ничего необычного в этом. Любой адекватный родитель согласится, что нормы поведения, которые приняты в обществе, должны передаваться ребенку. Эти же самые нормы работают и в школе. Поэтому что здесь особенного?
— В новом учебном году школьные учителя и воспитатели смогут проходить курсы повышения квалификации и переподготовки только в государственных или муниципальных организациях. Повысит ли это качество образования?
— Время рогов и копыт прошло. Важно, чтобы у педагогов была возможность прослушать курсы в университетах и институтах. Возможностей выбора у педагога должно быть больше.
В свое время для учителей истории у нас были замечательные курсы повышения квалификации. Сейчас это называется музейной педагогикой. У нас тогда были в Третьяковке небольшие лекции два раза в месяц о том, какие картины русских художников в какой из частей преподавания отечественной истории мы могли бы использовать и почему.
— Немного о планах: Российская академия образования создаст научный центр на базе центра знаний «Машук» в Пятигорске. В каких еще регионах планируется открыть научные центры?
— У нас 73 научных центра, причем они открыты на базе ведущих вузов страны и не дублируют темы, над которыми работает университет.
Недавно РАО подписала соглашение о создании наших центров на базе Пензенского государственного университета, Саратовского государственного университета и Южно-Российского государственного политехнического университета имени М. И. Платова.
— Ранее вы говорили о том, что в России необходимо создание государственного музея детского рисунка. Какова его миссия?
— Мы владеем коллекцией, в которой свыше 200 тыс. рисунков из 70 стран. Самый ранний из них — 1897 года, самый поздний был нарисован на днях. Чем важен этот музей? Во-первых, меня поражает, как дети рисовали. Немногие из тех, чье творчество попало в нашу коллекцию, учились в художественных школах. В музее будет собрана вся история страны через детские рисунки. Как они видели страну, так они ее и показывали. Это уникальная память, ее надо сохранить.
— В России утвержден ГОСТ для школьной формы. Как вы лично видите грань между дисциплиной, заложенной в стандарте, и свободой самовыражения ребенка?
— Форма снимает сразу множество вопросов. Например, избавляет от обсуждения одежды одноклассников. Форма мобилизует. Никто не будет отвлекаться и разглядывать, у кого какая сегодня футболка или платье.
Но самое главное для формы — это все‑таки ткани. Они должны быть очень качественные и натуральные, желательно не стесняющие движения. Форма должна быть удобной.
— Что бы вы и как президент РАО, и как мама, бабушка посоветовали родителям, отправляющим детей в школу?
— Все закладывается в семье. Именно в семье поддерживается авторитет учителя. Поэтому если кто‑то из родителей при детях нелестно отзывается о школе или педагогах, это вряд ли принесет пользу.
А еще нужно стараться обеспечить ребенку комфорт. Потому что начальная школа, а тем более 1‑й и 5‑й классы — это сложный период в жизни каждого маленького человека, В эти моменты нужно его безусловно поддерживать.
Читайте также:
Сразу два средних профессиональных образовательных учреждения открылись в Северной столице
Снова за парты. Какие новшества ждут учеников и их родителей в новом учебном году?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (7984) от 03.09.2025 под заголовком «Семья и школа союзники».




Комментарии