Гиганты сложат крылья? Авиакомпании намерены отказаться от больших самолетов

Производители и пользователи наиболее вместительных пассажирских самолетов подписали им приговор: в обозримом будущем большая часть авиакомпаний намерена отказаться от эксплуатации таких гигантов, как Airbus A380 и Boeing 747.

Гиганты сложат крылья? Авиакомпании намерены отказаться от больших самолетов | Фото: Pixabay / WikimediaImages

Фото: Pixabay / WikimediaImages

История у них разная: первый полет Boeing 747 был осуществлен еще в феврале 1969 года, тогда как Airbus A380 впервые поднялся в воздух только в 2005-м. 747-х было выпущено более 1,5 тыс.: один из них в мае 1991 года умудрился взять на борт сразу 1122 пассажира. У Airbus А380 показатели поскромнее: детище Airbus, являющееся сейчас самым большим серийным пассажирским авиалайнером в мире, в одноклассной компоновке берет на борт «всего» 853 пассажира, а до сих пор заказчикам было поставлено не более 250 таких машин. Но похоже, что дни и тех и других сочтены: Boeing уже отказался от производства пассажирских Boeing 747, а Airbus намерен прекратить производство A380 в 2021-м.

Казалось бы, выгода налицо: A380, к примеру, несмотря на наличие четырех мощных двигателей, пока является самым экономичным среди больших лайнеров, поскольку расходует лишь 3 литра топлива на пассажира на 100 км пути. «Однако полностью заполнять лайнеры вместимостью свыше 500 человек становится все сложнее, а на смену четырехдвигательным тяжеловесам уже приходят еще более экономичные двухдвигательные машины. Такие как A350-900 или Boeing 787 Dreamliner, - поясняют эксперты. - В результате часть перевозчиков уже приняла решение избавляться от А380 и Boeing 747».

В настоящее время крупнейшим мировым эксплуатантом А380 является Emirates, у которой таких лайнеров 110. Помимо этого перевозчика A380 имеются в распоряжении Air France, KLM, Lufthansa, Singapore Airlines, Qatar Airways и ряда других компаний - у каждой от 10 до 19 машин. При этом в Emirates уже заявили, что намерены постепенно избавляться от гигантов: через 5 лет их число должно сократиться в компании до 90. А на замену им появятся дальнемагистральные A330-900 и A350-900.

Впрочем, не все перевозчики готовы действовать так кардинально. Как заявил во время недавнего визита в Петербург генеральный директор Qatar Airways Акбар Аль Бакер, в настоящее время у компании имеется свыше 250 лайнеров, а еще 300 общей стоимостью свыше $92 млрд заказаны у обоих главных мировых производителей. «Мы были первыми заказчиками А380 и отказываться от их эксплуатации не собираемся», - подчеркнул глава Qatar Airways. Вместе с тем уже в начале следующего года перевозчик также одним из первых в мире получит новейшие двухдвигательные лайнеры Boeing 777X, которые потребляют на 20 - 30% меньше топлива и выбрасывают в окружающую среду на 17 - 19% меньше углекислого газа и вредных веществ. И очевидно, что такие самолеты постепенно все же выдавят гигантов.

Что касается нашей страны, в ней А380 нет ни у одного перевозчика, а лайнеры Boeing 747-400 в значимом количестве имеются лишь у авиакомпании «Россия», которой они достались в «наследство» от «Трансаэро»: каждой из эксплуатируемых, в основном на чартерных маршрутах, машин по 17 - 20 лет. При этом А380 появлялся в «Пулково» всего один раз за его историю (в октябре 2018-го), а А350 XWB впервые прилетел буквально на днях.

#авиакомпании #самолеты #авиаперевозки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (6537) от 02.10.2019 под заголовком «Большие лайнеры сложат крылья?».


Комментарии