Герой СССР Ракеш Шарма рассказал, как 40 лет назад стал первым гражданином Индии, полетевшим в космос
Он поднялся на орбиту в составе экипажа корабля «Союз Т-11» вместе с советскими космонавтами Юрием Малышевым и Геннадием Стрекаловым. Корабль стартовал 3 апреля 1984 года и состыковался с орбитальной станцией «Салют-7». Экипаж вернулся на Землю 11 апреля 1984 года, длительность полета составила 7 суток 21 час 41 минуту. В интервью корреспонденту ТАСС Евгению ПАХОМОВУ Герой Советского Союза Ракеш ШАРМА рассказал, чем запомнилась ему подготовка в Звездном городке, как поразил его космос и почему все люди, увидевшие Землю с орбиты, меняют взгляд на жизнь.
Фрагмент живописного полотна Тахиржана Мирджалилова «Космос. Мир. Дружба», на котором изображен экипаж космического корабля «Союз Т-11» (слева направо): бортинженер, дважды Герой Советского Союза Г. М. Стрекалов, индийский космонавт, Герой Советского Союз
— Cо времени вашего исторического полета прошло ровно 40 лет. Насколько важен был тот полет для Индии?
— Я уверен, это был очень важный полет, прежде всего потому, что он принес тему космоса в дома индийцев. Конечно, Индийская организация космических исследований (Indian Space Research Organisation, ISRO. — Прим. ТАСС) уже работала, и наши люди знали, что такое космос. В начале 1960‑х годов были сделаны первые маленькие шаги, когда мы запустили геофизическую ракету на высоту 160 км, а потом другие ракеты-зонды были запущены для изучения верхних слоев атмосферы. Затем практически вся страна была покорена полетом Юрия Гагарина, потом — Алексея Леонова… Так что это была привлекательная тема, но непосредственного отношения к индийцам она не имела.
Поэтому, когда индиец поднялся в космос, что произошло в рамках советско-индийского сотрудничества, это вызвало большой интерес. А поскольку все транслировалось в прямом эфире, каждый мог увидеть, о чем идет речь.
— Что вам вспоминается сегодня, спустя десятилетия?
— Если говорить о нашей подготовке, которая проходила в Звездном городке рядом с Москвой, то это две русские зимы! Знаете, я не был к ним готов. Температуру минус 30 градусов я испытал впервые! А также изучение русского языка. Пришлось сначала освоить русский, прежде чем приступать к техническим занятиям.
И, конечно же, встречи с моими товарищами по экипажу, Юрием и Геннадием, и тренировки с ними. Это потрясающие воспоминания! Да, а потом, конечно, был сам полет.
— Как вы представляли себе космос перед полетом? И оказался ли он таким, каким вы ожидали его увидеть?
— Знаете, я был школьником, когда состоялся полет Гагарина, затем я учился, потом присоединился к ВВС Индии. И мы интересовались этой темой. Но если ваш вопрос заключался в том, оправдал ли космос мои ожидания? Нет. Почему? Он намного превзошел мои ожидания! То, что я увидел, было прекраснее, чем я себе представлял.
— Насколько подготовка, которую вы прошли в советском Звездном городке, соответствовала космическим реалиям?
— Я бы сказал, что да, соответствовала, но ясно это стало не сразу. Поначалу задавался вопросом: почему все повторяется снова и снова? Ведь нас уже этому научили! К моменту полета это становится вашей второй натурой. Поэтому я должен сказать, что философия тренировок, которой следовали, была очень эффективной.
— Иногда космос оказывает особое влияние. Например, знаменитый советский космонавт Алексей Леонов после полета начал рисовать космические пейзажи. Повлиял ли на вас космос каким‑либо образом?
— Во-первых, нам всем стало ясно, какое это огромное место — космос, и планета Земля почти беззащитна в этом пространстве. И поэтому необходимо, чтобы мы все жили ответственно, ведь ресурсы наши ограниченны. Во-вторых, из космоса мы не видели никаких границ. Знаете, мы все люди, единый вид, и Земля — это единственный дом, который у нас когда‑либо будет!
— Индия сейчас готовит национальную пилотируемую программу «Гаганьян». Вы принимаете участие в проекте?
— Я единственный (из индийцев. — Прим. авт.), у кого есть опыт полетов в космос. Поэтому я вношу свой вклад: присутствую во время совещаний по подготовке полета и во время занятий на тренажерах. Я часть команды, но как приглашенное лицо.
— Насколько первый индийский космический корабль отличается от советского «Союза», на котором вы летали, и есть ли между ними общее?
— Конструкция нашего корабля была вдохновлена, скажем так, конструкцией «Союза». Не забывайте, Индия уже много лет эксплуатирует российские истребители и транспортные самолеты. И, честно говоря, космические системы — это всего лишь продолжение систем военной авиации, истребителей или транспортных самолетов. Мы выпускали российские самолеты и знали особенности дизайна. Так что имело смысл использовать ту же философию. Тем более что российские системы надежны и чрезвычайно безопасны.
— Индийский экипаж космического корабля «Гаганьян» прошел подготовку в российском Звездном городке, где готовились к полету и вы. Отличалось ли их обучение от вашего?
— После того полета прошло 40 лет, и только сейчас мы приступаем к национальной пилотируемой космической программе. Таким образом, обучение, которое получили нынешние четыре «гаганавта», было намного более глубоким, они получили больше информации.
— В каждой стране есть свои имена для космических пилотов. В Советском Союзе, а теперь в России их называют космонавтами, в Китае — тайконавтами. Официально индийское название пока не объявлено, в СМИ встречаются разные варианты. Может, откроете секрет — как будут называть индийских покорителей космоса?
— После того как я вернулся из космоса, один из самых частых вопросов, которые мне задавали журналисты, был такой: чем отличается космонавт от астронавта? Я всегда отвечал, что разница только в написании. Не имеет значения, как мы их будем называть. Космическому путешественнику можно дать любое причудливое имя, но его работа останется прежней. По моему личному мнению, называть можно как угодно. Но пока работа та же самая, это не имеет значения.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 69 (7645) от 16.04.2024 под заголовком «Партнерство в космической программе».
Комментарии