Где искать Порядок. Чем привлекает туристов город Солотча

В России немало древних городов, основанных первоначально как посады при монастырях. В Подмосковье это Сергиев Посад, в Ленинградской области — Тихвин, а на Рязанщине — Солотча с постоянным населением всего 2,5 тысячи человек. И этот городок весьма любопытен для туриста.

Где искать Порядок. Чем привлекает туристов город Солотча | В доме с мезонином в Солотче, построенном для семьи знаменитым гравером Иваном Пожалостиным, можно узнать много интересного и о жизни писателей./ФОТО АВТОРА

В доме с мезонином в Солотче, построенном для семьи знаменитым гравером Иваном Пожалостиным, можно узнать много интересного и о жизни писателей./ФОТО АВТОРА

Попал в историю

На самом деле статуса города Солотча не имела никогда, а в 2004‑м стоящий на берегу одноименной реки поселок и вовсе включили в черту Советского района Рязани. Однако расположенная в 20 с лишним километрах к северу от областного центра Солотча все равно воспринимается как самостоятельный населенный пункт. При въезде в него сразу же обращают на себя внимание постройки Рождественско-Богородического монастыря, основанного в 1390 году князем Олегом Рязанским. Стремясь сохранить суверенитет своего княжества и упрочить его величие, князь (он изображен на утвержденном Екатериной II в 1779 году гербе Рязани, а его конная статуя работы Зураба Церетели в 2007‑м была открыта на Соборной площади у подножия Рязанского кремля) был вынужден лавировать между московскими князьями и Золотой Ордой. Так, в 1365 году князь Олег у Шишевского леса разгромил войска бека Тагая, но в 1371‑м при Скорнищеве рязанцы были биты московским отрядом Дмитрия Донского и будущего героя Куликовской битвы Дмитрия Боброк-Волынского. Подобных событий было немало, и только в 1386 году при посредничестве специально приезжавшего в Рязань Сергия Радонежского состоялось окончательное примирение двух правителей, в ознаменование чего дочь Дмитрия Донского Софья была выдана замуж за сына рязанского князя Федора.

По легенде, охотясь в глухом бору на реке Солотче, князь Олег повстречал двух старцев — Евфимия и Василия. Беседа с ними сподвигла его основать монастырь, где позднее он сам тайно принял схиму под именем Иоахима и после смерти в июле 1402 года был захоронен. В 1920‑х, после закрытия монастыря, останки и реликвии князя Олега и его супруги Ефросиньи передали в Рязанский губернский музей, но в 2001‑м их вернули в возобновившую деятельность обитель. Там, в пятиглавом Рождественско-Богородическом соборе, они покоятся и сейчас.

Конечно, монастырские постройки XIV века до наших дней не сохранились: современные возведены (говорят, что при участии знаменитого московского зодчего Якова Бухвостова) в архитектурном стиле «нарышкинское барокко» в конце XVII века. В музее, открытом в Свято-Духовской церкви, фасады которой украшают цветные изразцы работы московского мастера Степана Иванова-Полубеса, можно увидеть скульптурное изображение князя Олега. Но его кольчуга, равно как и жемчужные серьги княгини Ефросиньи, до сих пор хранится в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике.

Гравюры с «изюминкой»

От Монастырской площади в северную часть Солотчи ведет главная улица — Порядок. А справа за мудреной деревянной скульп­турной композицией виден порт­рет великого певца российской природы Константина Паустовского: здесь начинается экологический туристский маршрут «Тропа Паустовского», ведущий в глубь заповедной Рязанской Мещеры.

Наша следующая остановка — у деревянного, на каменном фундаменте дома с мезонином. Здесь работает Мемориальный музей художника-гравера Ивана Пожалостина и писателя Константина Паустовского. Мы прекрасно знаем великих художников и их произведения, но не особо задумываемся над тем, кто «ювелирными» трудами оставил для нас их в гравюрах. Между тем творчество Ивана Пожалостина настолько значимо для нашей культуры, что с 1913 года его имя носит Рязанский художественный музей.

Уроженец Рязанской губернии, в раннем детстве потерявший родителей, он воспитывался в рязанском Троицко-Зотиковском сиротском училище. Талантливый юноша привлек внимание управляющего губернской палатой государственных имуществ Андрея Андреева, под покровительством которого молодой человек и стал заниматься у учителя рисования Первой мужской гимназии Николая Иванова. После кратковременной службы волостным писарем в Солотче (именно тогда он и влюбился в это тихое местечко) при содействии министра государственных имуществ Михаила Муравьева он поступил в Академию художеств в класс знаменитого профессора-гравера Федора Иордана. И в 1868‑м ее окончил, впереди были долгие годы служения искусству и сотрудничество с журналами и издательствами.

Самые известные полотна, гравюры с которых выполнил Иван Пожалостин, — «Испытание силы Яна Усмаря» Григория Угрюмова, «Птицелов» Василия Перова и «Явление Христа народу» Александра Иванова. Для выпускавшихся издательством Глазуновых собраний сочинений он гравировал портреты русских писателей, а для журналов «Русская старина» и «Русский архив» — государственных деятелей. Интересно, что помимо основных изображений автор помещал на своих листах и миниатюрные портреты-заметки. Под портретом Платона Зубова — Екатерины II. На гравюре с порт­рета Ивана Тургенева с ружьем авторства Дмитриева-Оренбургского также помещено изображение Полины Виардо. А на листе, выпущенном в 1875 году к 100‑летию подавления Иваном Михельсоном восстания Пугачева, присутствует кроме генерала и сам Емельян Иванович. И все эти гравюры представлены в экспозиции дома-музея, где полностью восстановлены кабинет-мастерская художника и комната его дочерей.

Писательской тропой

Каждое лето Иван Пожалостин проводил в Солотче, где выстроил для своей семьи новый дом. А в 1932‑м дочери художника Екатерина и Александра сдали сначала баньку, а потом и мезонин Константину Паустовскому. Несколькими годами позже Александра Ивановна передала усадьбу в собственность ему и его близкому другу, детскому писателю Рувиму Фраерману, автору повести «Дикая собака динго».

Солотча2.jpg
В баньке, которую когда‑то сдавали в аренду Константину Паустовскому, теперь тоже обустроена музейная экспозиция./ФОТО АВТОРА

Паустовский подолгу жил в Солотче до 1954 года. Впечатления от рязанской природы вдохновили его на создание цикла рассказов «Мещерская сторона». В Солотче он создал и ряд других произведений. Например, широко известный рассказ «Телеграмма». К Паустовскому и Фраерману в Солотчу приезжали Александр Фадеев и Константин Симонов, Викентий Вересаев и Андрей Платонов, Василий Гроссман и Всеволод Пудовкин. А в 1937‑м и 1939‑м в их доме жил и работал Аркадий Гайдар, написавший здесь рассказ «Чук и Гек» и задумавший повесть «Тимур и его команда». Между прочим, в центре Рязани на фасаде старинного дома в Посадском переулке напротив памятника «Рязанскому косопузу» в честь Гайдара, Паустовского и Фраермана установлена мемориальная доска. А около дома — стенд с текстом о проживании в нем Паустовского.

Мемориальный дом-музей в Солотче был открыт в 1992 году к столетию со дня рождения писателя. В мезонине представлены фотографии, издания его произведений и личные вещи — рабочий стол, книжный шкаф, пишущая машинка и настольная лампа. Есть экспозиция и в старой баньке, а в саду посетителям музея непременно показывают яблоню, высаженную в 1939 году Аркадием Гайдаром.

Как писал Паустовский, все три друга «принадлежали к великому и беззаботному племени рыболовов», благо водоемы Рязанской Мещеры рыбой зело богаты язями и лещами, окунями и карасями, щуками, ершами и многими другими видами рыбы. В детском рассказе Паустовского «Квакша», к примеру, заядлый рыбак Глеб, отчаявшись в засушливое лето накопать приманки, вывесил на воротах своего (читай — пожалостинского) дома объявление: «Здесь производится скупка червей от населения». Оказывается, Константин Георгиевич ничего не придумал: такого рода «коммерцию» развернул в Солотче сам Гайдар! «Бизнес» бородатого Глеба «не пошел»: местные сорванцы подписали под его воззванием «В обмен на картофельное варение», пос­ле чего Глеб надпись стер. А вот Аркадию Гайдару солотчинские мальчишки несли банки с червями вереницами, поскольку писатель щедро расплачивался за них привезенными из Москвы рыболовными крючками промышленного производства. По три за банку. На магазинные крючки, вероятно, бралась куда как более крупная рыба, нежели на изготовленные из подручных средств самодельные. Во всяком случае Гайдар свежую рыбу доставлял к общему столу ежеутренне...

Читайте также:

«Огненная» судьба музея. Какие достопримечательности посетить в столице пушечного ядра

Раскоп стал музеем. Чем примечателен музей-заповедник «Остров-град Свияжск»?


#Солотча #достопримечательности #туризм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (7827) от 16.01.2025 под заголовком «Где искать Порядок».


Комментарии