Где искать натуру. Село Ширяево на берегу Волги стало музеем под открытым небом
Извилистая, хотя и хорошо заасфальтированная дорога, идущая по живописнейшим местам легендарного Жигулевского заповедника и национального парка «Самарская лука», приведет вас к стоящему с начала XVII столетия над правым берегом Волги селу Ширяево. В места, где в свое время писали с натуры многие известные мастера кисти.
В заповеднике в Ширяеве многие здания и предметы быта остались в том же виде, какими они были во времена пребывания художников./ФОТО АВТОРА
Так, летом 1870 года, пройдя на пароходе от Твери до Саратова, здесь на весь сезон обосновались четыре прибывших из Петербурга друга — художники Федор Васильев, Евгений Макаров и Илья Репин с младшим братом Василием. У ширяевского крестьянина Ивана Алексеева, семья которого на эти месяцы перебралась в одну из хозяйственных построек, они арендовали избу.
На семнадцатилетнего студента Консерватории Василия Репина были возложены все бытовые проблемы, вплоть до добывания на охоте к обеду дичи. В качестве компенсации ему была обещана новая флейта.
Художники же напряженно трудились. Двадцатилетний Васильев, который через три года умрет в Ялте от чахотки, один за другим писал волжские пейзажи — нынешние жемчужины множества крупных музеев. А Илья Репин работал в Ширяеве над одним из самых знаменитых своих шедевров — картиной «Бурлаки на Волге».

Увидеть ватагу бурлаков теперь возможно не только на знаменитом репинском холсте, но и выполненную в бронзе./ФОТО АВТОРА
Близ Ширяева на берегу великой реки издавна располагалась одна из многочисленных стоянок бурлацких ватаг (именно так назывались бригады бурлаков). Репину удалось подружиться с «шишкой» — старостой артели попом-расстригой Каниным. А тот представил художника коллегам и уговорил их позировать ему. Если сам Канин денег с Репина не брал, остальные получали от Ильи Ефимовича по 20 – 30 копеек за сеанс. В их числе были и идущий в паре с «шишкой» богатырь — кулачный боец из Нижнего Новгорода, и налегающий изо всех сил на лямку, одетый в лохмотья Илька-моряк. И юный Ларька (как считается, сын скончавшегося бурлака, заменивший в ватаге отца). И бредущий вдоль берега в белой рубахе и в сапогах солдат-ветеран Зотов. И обернувшийся к последнему в упряжке, прибывший на заработки с юга грек…
С выплатой натурщикам «гонораров» вообще происходило немало забавных историй. Так, Репин с удовольствием писал портреты ширяевских ребятишек, вознаграждая их ко всеобщему восторгу пятачками. Но родители-крестьяне отчего‑то сочли работу художников занятием нечестивым — детей своих прибили, «дьявольские» монеты велели выбросить, а от «пришлых» сурово потребовали объяснений. Художнику и его товарищам пришлось рассказать, что они трудятся для самого императора (Александра II, стало быть), пожелавшего узнать, как живут его подданные. Не приезжать же в Ширяево, в самом деле, государю лично!
Как известно, картина «Бурлаки на Волге» была выкуплена за 3000 рублей другом и покровителем Репина, товарищем (заместителем) президента Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем. До революции она находилась в бильярдной его дворца, нынешнего петербургского Дома ученых, а в 1918 году была передана в Русский музей. В 2014 году в Самаре на прибрежном бульваре над Волгой была открыта и скульптурная композиция, изобразившая в бронзе всех персонажей картины.
Подобно тому, как в 1888‑м, впервые побывав в волжском же Плесе, Исаак Левитан, Алексей Степанов и Софья Кувшинникова проложили туда широкую дорогу многим другим художникам, в Ширяеве кроме Репина и Васильева также работали Иван Шишкин и Василий Суриков, Иван Айвазовский, Сергей Иванов и тот же Левитан. 26 августа 1990 года в селе открыли мемориальный музей, а с 2007‑го он стал музейно-туристическим центром.
При входе на его территорию посетителей встречает памятник Илье Репину работы самарского скульптора заслуженного художника России Ивана Мельникова. Экскурсии, как правило, начинаются в Доме-музее Репина, обстановка которого реконструирована в точном соответствии с подробными воспоминаниями Ильи Ефимовича о ширяевском лете 1870 года. Часть предметов мебели и быта переданы в музей потомками владельцев усадьбы Алексеевых — в 1870‑м ими пользовались их молодые петербургские гости. А многочисленные предметы обихода волжских крестьян середины XIX века выставлены и в дворовых постройках — сарае и амбаре.

Еще один мемориальный дом-музей организован в честь воспевавшего в своих стихах Волгу крестьянского поэта, друга и соратника Сергея Есенина, уроженца села Ширяево Александра Абрамова-Ширяевца. Изба, как и репинская, — деревянная. А вот дом богатого купца и содержателя местного кабака Вдовина был отстроен из бутового камня. Говорят, предприимчивый купец расплачивался с мужиками, доставлявшими ему строительный материал, напитками — по кружке или рюмке за каменюку. Дом получился более чем добротным, а экспозиция в нем дает исчерпывающее понятие о жизни и быте зажиточного купеческого семейства. Вполне вероятно, что какая‑то часть груза, перевозившегося на баржах бурлаками, предназначалась именно Вдовину: этот «вид транспорта» эксплуатировался на Волге аж до 1929 года!
Читайте также:
Мечтать и вдохновляться: в этом туристу помогут абаканские сады, Алиса и Маленький принц
Изба в кирпичном доме. Чем интересен для туристов город «забытых крепостей» Мосальск?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (7945) от 10.07.2025 под заголовком «Где искать натуру».





Комментарии