2Vtzqv4Hz9U

Газ не трогать: почему ЕС не может включить в санкционный список наше голубое топливо

Разногласия среди государств — членов Евросоюза не позволили странам объединения внести в последний, 13‑й, пакет санкций запрет на российский газ, заявила недавно еврокомиссар по вопросам энергетики Кадри Симсон. При этом она не преминула уточнить, что Брюссель остается верен своей цели полностью избавиться от российского газа к 2027 году.

Газ не трогать: почему ЕС не может включить в санкционный список наше голубое топливо | ФОТО KWON JUNHO on Unsplash

ФОТО KWON JUNHO on Unsplash

«Для введения санкций нам в Европейском союзе требуется единство, все должны поддержать такое предложение. И это еще одна причина, по которой у нас по‑прежнему нет санкций, действующих в отношении российского газа. Мы ввели 13 пакетов санкций против РФ, однако некоторые сырьевые товары не обложены рестрикциями, потому что наши санкции всегда должны направлять четкое послание тому, кто их заслуживает, и наносить больший вред его экономике, чем нам», — сказала еврочиновница на пресс-конференции в Баку. В то же время она напомнила о цели Евросоюза полностью избавиться от закупок российского газа к 2027 году. Кроме того, Симсон сообщила о договоренности увеличить поставки газа из Азербайджана до 20 млрд куб. м к 2027‑му.

Ранее Кадри Симсон на заседании Европарламента заявила, что ЕС не видит необходимости продлевать соглашение о транспортировке российского газа в Европу через Украину. Договор между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом» на транзит 40 млрд куб. м газа в год истекает в 2024 году. «Мы не заинтересованы в продлении трехстороннего соглашения о транзите газа с Россией, срок действия которого истекает в конце этого года», — сказала чиновница. До этого Симсон на встрече с главой украинского минэнерго заявила, что ЕС не будет призывать Киев к продлению соглашения с Москвой. «Если транзит прекратится, мы справимся», — подчеркнула она.

Как известно, после терактов на «Северных потоках» и остановки работы газопровода «Ямал — Европа» транзитная ветка через Украину остается единственным маршрутом поставок газа РФ в страны Западной и Центральной Европы. С мая 2022‑го российский энергоресурс поступает в Старый Свет через территорию Украины в сокращенном объеме. При этом «Газпром» также поставляет топливо по «Турецкому потоку» и «Голубому потоку» в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Ранее некоторые СМИ, в частности немецкий журнал Focus, спрогнозировали, что из‑за отказа Киева продлевать транзитный договор с РФ Европа может столкнуться с серьезными проблемами из‑за роста цен.

В Кремле предупредили, что отказ Украины от пролонгации транзитного соглашения приведет к изменению логистических цепочек поставок в европейские страны. Об этом в январе заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. А газета Financial Times сообщала, что в ЕС идет разработка газовой реформы, которая позволит членам союза полностью запретить импорт газа из России и Белоруссии. Издание утверждает, что эта реформа якобы позволит снизить импорт российского газа до нуля без последствий для европейского рынка. Она в том числе предусматривает запрет на резервирование мощностей в газопроводах и терминалах под российский газ, что позволит сократить поставки из РФ без выплат компенсаций за несоблюдение контрактов.

Напомним, что после начала спецоперации в 2022 году страны Евросоюза ввели против Москвы широкие секторальные экономические санкции, а также заявили о намерении полностью отказаться от импорта российских энергоресурсов. ЕС ввел эмбарго на импорт нашей нефти и нефтепродуктов, поставок трубопроводного газа и СПГ запрет не коснулся. Однако если в 2021 году российское голубое топливо, по данным Совета ЕС, обеспечивало более 40 % газового импорта Евросоюза, то по итогам прошлого года такая доля уменьшилась до 8 % (в том числе из‑за остановки поставок по взорванным газопроводам «Северный поток»). Вместе с российским СПГ эта доля составила около 15 % совокупного импорта газа в Евросоюз, указывает Совет ЕС. По данным Eurostat, в прошлом году Евросоюз импортировал газообразных углеводородов из России (включая трубопровод­ный газ и СПГ) на сумму € 16,7 млрд, что почти в 2,9 раза меньше по сравнению с 2022‑м.

Это спровоцировало стремительный рост цен на электро­энергию, топливо и коммунальные услуги в странах Старого Света. Как следствие, целый ряд европейских предприятий был вынужден закрыться или перенести производственные мощности в другие страны. Наиболее заметным этот тренд стал в Германии. Так, 17 января текущего года министр экономики ФРГ Роберт Хабек в ходе выступления перед парламентом признал, что страна оказалась в «особенно сложной» ситуации, так как ее экономика зависела от российского газа.

Как считают аналитики, нынешние заявления еврокомиссара по энергетике свидетельствуют о том двойственном положении, в котором оказалась Европа из‑за попыток ликвидировать импорт энергоресурсов из России. «С одной стороны, ЕС требуется продвигать воинственную риторику, с другой — учитывать объективную действительность. Сейчас поставки российского газа в Европу достигли исторического минимума. Брюссельские политики утверждают, что от таких объемов, которые сейчас поставляет РФ, легко отказаться. Однако, возвращаясь к реалиям: становится понятно, что эта доля все еще значительна в общем импорте союза и заместить российский газ при текущем спросе в ЕС нечем. Это попросту невозможно, так как в мире нет достаточного предложения», — полагает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

По его мнению, компенсировать объемы импорта энергоресурса из РФ нельзя ни за счет поставок сжиженного природного газа, ни закупками у Норвегии, которая уже вышла на максимальные для себя объемы производства. «Другие поставщики также не могут этого сделать и не ставят перед собой такой задачи. Если будет введено полное эмбарго на газ из РФ, то в условиях сохраняющейся ограниченности предложения это приведет к новому росту цен и панике на европейском рынке», — уверен Фролов.

Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер со своей стороны напоминает, что в Европе сохраняется значительная оппозиция по отношению к полному запрету на импорт газа из России. «Прежде всего против выступают такие страны Центральной Европы, как Венгрия и Словакия. Они живут за счет российского газа, и в такой ситуации решение по включению текущих поставок топлива из РФ в санкционный пакет невозможно. Это решение резко критиковали значительные силы в Евросоюзе. И его принятие отложили на будущее и будут снова пытаться продавить. Но я сомневаюсь, что в ближайшее время это получится», — говорит политолог.

Кроме того, по его словам, несмотря на желание ЕС ввести полное эмбарго на российский газ, возможности реализовать это нет. «У Евросоюза нет инструментов, которые позволили бы ему оказать нужное давление на выступающие против этой линии страны. Ничего взамен на сегодняшний момент Брюссель им предложить не может, и поэтому все это откладывается на следующий раз», — констатирует эксперт. По его мнению, в случае прекращения транзита российского газа через Украину государства, которые захотят его получать и дальше, будут заинтересованы в поставках через южное направление. «Тема турецкого хаба более чем актуальна. Зачем рисковать, особенно с учетом того, что на Украине идут боевые действия? Поэтому Австрия, Венгрия и Словакия должны думать в этом направлении. Им, как и России, предпочтительнее обойтись без Украины как транзитера газа. Но пока этот вопрос остается открытым», — заключает эксперт.


#газ #ЕС #разногласия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 42 (7618) от 07.03.2024 под заголовком «Газ не трогать».


Комментарии