Гагаузское сопротивление: как автономия борется с молдавскими властями
В Гагаузии на фоне усиления давления со стороны Кишинева намерены привлечь к ситуации внимание ООН, ОБСЕ и Совета Европы. Такое решение было озвучено во время недавнего митинга в Комрате, который был организован в поддержку арестованной главы автономии Евгении Гуцул.
ФОТО Frederic Köberl on Unsplash
«Народное собрание и исполнительный комитет Гагаузии должны организовать официальные визиты в дипломатические представительства Турции, США, РФ, стран ЕС, Азербайджана и Белоруссии с целью информирования международного сообщества о нарушении прав гагаузского народа. Параллельно мы настаиваем на инициировании обращения в Организацию Объединенных Наций, ОБСЕ, Совет Европы с требованием установить международный мониторинг ситуации в нашем регионе», — цитирует РИА «Новости» резолюцию, принятую на митинге.
В документе также содержатся требования к Кишиневу предоставить гарантии дальнейшего невмешательства в компетенции автономии, прекратить давление на законно избранные органы власти и справедливо распределять «все бюджетные, грантовые и кредитные ресурсы». Кроме того, в резолюции подчеркивается необходимость освободить Евгению Гуцул, которая находится в настоящий момент под домашним арестом, и прекратить «политические репрессии против руководителей автономии».
Нарастание напряженности между Гагаузией и Кишиневом также ускорило решение конституционного суда Молдавии об исключении народного собрания (законодательный орган автономии) из процедуры назначения регионального прокурора. Жалобу в КС в конце января подал генеральный прокурор Молдавии Ион Мунтяну, заявивший, что действующий механизм якобы подрывает независимость и беспристрастность прокуроров. «Конституционный суд установил, что оспариваемые положения, позволяющие народному собранию Гагаузской автономии участвовать в процессе назначения прокуроров, нарушают автономию прокуратуры, подрывают конституционные полномочия высшего совета прокуроров и превышают полномочия, установленные особым статусом Гагаузской автономии», — заявила после оглашения решения председатель конституционного суда Домника Маноле.
Этот вердикт вызвал острую реакцию в Гагаузии. Так, Евгения Гуцул назвала его еще одним шагом к ликвидации Гагаузской автономии и установлению тотального контроля правящей прозападной партии «Действие и солидарность» (PAS) над юстицией. «И если кто‑то думает, что на этом аппетиты правящей партии закончатся, — он глубоко ошибается. Сегодня речь идет о праве законодательного органа выдвигать прокурора, а уже завтра встанет вопрос о языке обучения наших детей, о распределении бюджетных средств и реализации социальных программ, о праве без надзора из Кишинева избирать депутатов народного собрания и башкана (лидера. — А. К.) Гагаузии», — говорится в заявлении политика в телеграм-канале. Гуцул уверена: конечная цель центральных властей — это ликвидация Гагаузии и сведение ее особого правового статуса к «большому району с культурными отличиями». «И это не мои предположения — это то, о чем не раз открыто заявляли лидеры PAS», — подчеркнула она.
В России осудили тоталитарные методы Кишинева, которые используются для лишения Гагаузии статуса автономии. «Призываем профильные международные структуры обратить внимание на вопиющее попрание прав человека и национальных меньшинств и заставить Кишинев прекратить удушение гагаузского народа. Ведь все это происходит в центре Европейского континента, именно в той его части, которая под опекой западноевропейских государственных общественных деятелей, что так заботятся о правах человека», — заявила на брифинге 17 апреля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Она подчеркнула, что молдавские власти сегодня предпринимают активные попытки демонтировать автономный статус этого региона.
Эксперты считают, что в нынешних реалиях от западных организаций не стоит ждать сильной реакции. В частности, страны ЕС уже давно выбрали сторону Кишинева и одобряют все его шаги, оправдывая их якобы противодействием «российскому влиянию». При этом они считают, что власти Молдавии стремятся подчинить автономный регион Гагаузии не столько из соображений правового порядка, сколько из страха перед политической конкуренцией и социальной мобилизацией.
Политолог Андрей Бурачев подчеркивает: действия Кишинева напрямую связаны с ухудшением финансовой ситуации в стране и предстоящими парламентскими выборами. «Гражданское общество очень критикует власть, которая идет по пути разрушения страны, загоняя ее в долги и провоцируя социальное напряжение. Гагаузия всегда выступала против фейковой евроинтеграции и была камнем преткновения для этого антигосударственного режима. И Санду пытается ставить руководству региона палки в колеса во всем, используя сфальсифицированные уголовные дела и ущемляя права автономии», — пояснил Бурачев в беседе с RT. По словам аналитика, Гагаузия нужна президенту Молдавии, чтобы получить голоса на парламентских выборах. Однако рейтинг ее партии в регионе невысок, и Санду боится автономии из‑за неспособности ее контролировать. «Поэтому я соглашусь с Гуцул, что Санду хочет максимально насадить своих людей во властных структурах Гагаузии. И стартом для этого стала отмена права народного собрания региона принимать участие в утверждении кандидатуры прокурора. И аппетиты Кишинева будут только расти», — считает эксперт.
С ним согласен и научный сотрудник Института стран СНГ Александр Дудчак, который полагает, что действия правительства направлены на нейтрализацию любого очага внутреннего сопротивления. «Проводимая Кишиневом политика абсолютно не отвечает интересам молдавского народа. Похоже, они готовятся к объединению Молдавии с Румынией и в стремлении осуществить это готовы даже начать новый конфликт на постсоветском пространстве. Но Гагаузская автономия традиционно выступает против этой политики. И сейчас Кишинев пытается ликвидировать руководство Гагаузии, убрать его с внутриполитической арены, чтобы некому было противодействовать режиму Санду», — уверен политолог.
Эксперты скептически оценивают перспективу реакции международных организаций на ситуацию, которой намерены добиваться в Комрате. «Ситуация уже давно спускается на тормозах. Реакции не будет. Ожидать чего‑то от европейских структур — наивно. Нет оснований. В Молдавии уже и сами не верят в эти органы, но все еще надеются», — отмечает Андрей Бурачев.
В свою очередь Александр Дудчак выразил мнение, что ООН при обращении гагаузов в лучшем случае призовет все стороны соблюдать спокойствие. «А ОБСЕ — это контора, которая действует абсолютно необъективно», — подчеркивает аналитик.
Читайте также:
Битва на экваторе: 13 апреля состоялся второй тур президентских выборов в Эквадоре
Увеличение трат на оборону до 5 % ВВП вынудит страны НАТО сократить социальные расходы
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 76 (7898) от 28.04.2025 под заголовком «Гагаузское сопротивление».





Комментарии