Фейк против налогоплательщиков. Мошенники придумали новый способ обмана
Постановление 184899900000029444… Вроде ничего не перепутала. Хотя, даже если и перепутала, беды нет. Потому что в данном случае и постановление, и его номер представляют собой (крайне модное ныне слово) фейк. Или — классическую разводку.
ФОТО pixabay
Алла Ш. получила письмо на свою электронную почту. Это был веселенький такой бланк с разноцветным двуглавым орлом с тремя коронами: по одной на каждой орлиной голове и еще одна — сверху посерединке. В лапах у птички скипетр и свиток. Вообще‑то именно такова эмблема Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Но на полученном бланке она была более похожа не на герб уважаемого ведомства, а на «веселые картинки».
Таким же «веселым» было содержание. Центр мониторинга задолженностей ФССП России извещал, что принято постановление (то самое 1848… и т. д), по которому «была обнаружена задолженность по налогам и сборам (в том числе по транспортному, земельному и подоходному налогам) за расчетный период 2018 – 2020 гг. Сумма всех задолженностей составляет 286 рублей». И здесь же — ссылка «оплатить без комиссии».
Можно продолжать цитировать. Уж очень красивая бумага. Далее в ней содержалась угроза блокировки счетов в случае неуплаты, принудительного взыскания, внесения должника в федеральный реестр недобросовестных плательщиков…
Алла бросилась проверять свои долги. Банк данных исполнительных производств на сайте ФССП сообщил ей, что по ее запросу «ничего не найдено». Ни в ее личном кабинете на сайте ФНС, ни в отделении налогового ведомства по месту жительства тоже не было ни единого упоминания о висевших на ней долгах. Ну ни копейки. Да и откуда им было взяться? Земли в собственности нет. Машины — тоже. Подоходный налог аккуратно взимает бухгалтерия на работе… И все же она волновалась: мало ли что!
Продолжает волноваться и поныне, несмотря на то что уже проанализировала каждую букву в послании и убедилась, что в нем все кричит: «Я — фейк!».
Начнем с того, что в любой бумаге ФССП должно содержаться обоснование ее появления на свет. Пристав обязан сообщить, на основании чего именно прислал сей документ: решение ли это суда, или судебный приказ, или еще что‑то. Далее послание обязательно будет содержать имя адресата: мол, уважаемая Марьиванна, в отношении вас возбуждено исполнительное производство, ибо вы всем чего‑то должны… В своем письме Алла себя не нашла.
Особая история — федеральный реестр недобросовестных плательщиков. Такого реестра нет в природе. Есть структуры, собирающие информацию о должниках по кредитам, — агентства кредитных историй. К их базам данных обращаются банки, прежде чем решить: давать деньги тому или иному соискателю или нет. Есть списки неплательщиков у некоторых управляющих компаний. Но они не являются сколько‑нибудь официальным документом, а тем более федеральным реестром. В общем, это так — бумага для внутреннего употребления.
Важно: ни в одном «натуральном» электронном послании нельзя найти кнопочку-ссылку на оплату «без комиссии». В нем, возможно, будет указан электронный адрес личного кабинета должника, но никак не ссылка на платежные ресурсы.
— Первым порывом было — просто заплатить эти 286 рублей и забыть, — рассказала Алла. — К счастью, ссылка не открылась. А затем выяснилось, что присланное «постановление» вообще нельзя ни скачать, ни распечатать на принтере. То есть документ был сделан «на коленке». Похоже на поделку подростка, который еще не освоил всех возможностей компьютерных программ.
И «подростки» (если это они) поработали по‑стахановски. В самой ССП рассказали, что уже можно говорить «о массовой фишинговой рассылке» (то есть обманной, фейковой). Не исключено, что какая‑нибудь бабушка, получив долговое «постановление» на 100 – 200 рублей, поддастся первому порыву и перечислит деньги, «чтобы отстали». Одна бабушка — 100 рублей. А десять — уже тысяча!
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (7189) от 15.06.2022 под заголовком «Фишинг против бабушек».
Комментарии