Европа продолжает буксовать: деловая активность упала до минимума за три года

В октябре деловая активность в промышленности и сфере услуг еврозоны ослабла рекордно за последние три года. Как отмечают специалисты, ситуация в экономике ЕС продолжает ухудшаться, а по итогам второй половины нынешнего года регион может столкнуться с рецессией. Такой вывод напрашивается из опубликованного на прошлой неделе исследования агентства S&P Global и Гамбургского коммерческого банка.

Европа продолжает буксовать: деловая активность упала до минимума за три года | ФОТО Christian Lue on Unsplash

ФОТО Christian Lue on Unsplash

По результатам опроса компаний, в октябре 2023‑го индекс деловой активности (PMI) в производственном секторе и сфере услуг еврозоны опустился с 47,2 до 46,5 пункта. В последний раз такое низкое значение можно было наблюдать в ноябре 2020‑го, когда регион переживал последствия пандемии коронавируса. Более того, показатель уже пятый месяц подряд остается ниже критической отметки 50 пунктов. Такое положение дел традиционно свидетельствует о развитии негативных экономических тенденций.

«В еврозоне дела идут все хуже и хуже… Мы не будем застигнуты врасплох, если увидим умеренную рецессию во второй половине этого года», — признал главный экономист Гамбургского коммерческого банка Сайрус де ла Рубиа. По его словам, число новых заказов в сфере услуг продолжает непрерывно уменьшаться, что сопровождается снижением найма и сигнализирует о грядущих новых проблемах в этом секторе. Промышленные предприятия в свою очередь тоже массово сокращают персонал на фоне падения выпуска. Причем сложности отмечаются прежде всего у двух ведущих экономик еврозоны — немецкой и французской. «В плане спада в производстве Франция и Германия идут практически вровень. Обе страны столкнулись с трудностями: индексы производства находятся в упадке, и аналогичная картина наблюдается в области новых заказов», — добавил де ла Рубиа.

Как ожидают в Международном валютном фонде, по итогам текущего года рост экономики еврозоны замедлится почти в пять раз по сравнению с 2022‑м и составит лишь 0,7 %. При этом ВВП Германии и вовсе уйдет в минус и сократится на 0,5 %, говорится в прогнозе. Оценку МВФ подтверждают специалисты Организации Объединенных Наций. Согласно докладу Конференции ООН по торговле и развитию, в текущем году еврозону ждет значительное торможение экономики. «Европа находится на грани рецессии в условиях быстрого ужесточения денежно-кредитной политики и сильного экономического ветра: основные экономики замедляются, а в Германии уже начался спад. Стагнация или падение реальной заработной платы на всем континенте, усугубляемые жесткой экономией бюджетных средств, сдерживают рост», — отмечается в исследовании.

Одной из главных причин ухудшения ситуации в европейской экономике стали последствия антироссийских санкций, в частности отказа ЕС от закупок энергоресурсов у Москвы. Об этом в начале октября заявил Владимир Путин во время выступления на пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай». По словам главы РФ, прежде благополучие Европы строилось на дешевом российском сырье и на освоении китайского рынка. Теперь ЕС под влиянием Вашингтона перешел к санкционной политике в отношении России и вынужден закупать значительную часть углеводородов у тех же США, но на 30 % дороже. При этом ряд европейских предприятий начал переносить производство в Штаты ради дешевой энергии.

Напомним, с февраля 2022‑го, после начала специальной военной операции, Европа вместе с США и рядом других государств стала вводить в отношении Моск­вы беспрецедентные по своему масштабу экономические ограничения. На сегодняшний день ЕС одобрил уже 11 пакетов рестрикций, а суммарное число запретительных мер Запада, введенных за полтора года, превысило 15 тысяч, следует из глобальной базы данных по отслеживанию санкций Castellum. AI.

«Основные санкции были сконцентрированы на ограничении торговых потоков между Россией и Европой, на разрушении транспортных коридоров, из‑за чего европейские компании сейчас несут издержки. Отношения включали в себя не только логистические услуги, но и производственный аспект. Многие фирмы в ЕС хорошо зарабатывали на этом и процветали, а сейчас они потеряли темп роста и стимул для инвестиций в производство», — поясняет старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко. По данным Еврокомиссии, под ограничения подпало 49 % экспорта из Европы в Россию (примерно на € 43,9 млрд в год) и 58 % поставок из РФ в ЕС (на € 91,2 млрд). В частности, Евросоюз ввел эмбарго на импорт нефти и нефтепродуктов из России морем, а также запретил своим компаниям перевозить российское сырье танкерами в другие регионы мира по цене сверх определенного лимита. Одновременно сократились поставки природного газа из РФ в Евросоюз. В 2022 году прокачка сырья по трубопроводу «Ямал — Европа» была полностью остановлена из‑за ограничений со стороны Польши, а Украина вдвое сократила транзит топлива из РФ в Евросоюз через свою территорию. Транспортировка газа по системе «Северный поток» стала невозможной после теракта на магистралях.

«Последовавший за этим рост цен на энергоносители внес существенный вклад в стоимость готовой продукции основных предприятий. При этом негатива экономике добавляет и политическая неопределенность в Евросоюзе. Страны объединения во всем следуют указам Еврокомиссии, которая уже давно потеряла репутацию компетентного руководящего органа. Свою роль играет и украинская проблема. Она высасывает все соки из ЕС, хотя сама повестка формируется по инициативе США», — полагает эксперт.

Дополнительно ситуацию в экономике Европы усугубляет именно жесткая монетарная политика, признают эксперты. Отметим, что в минувшем году на фоне удорожания энергоносителей и целого ряда других товаров инфляция в еврозоне ненадолго поднималась до рекордных 10,6 %. Тогда для обуздания цен Европейский центробанк (ЕЦБ) начал повышать процентные ставки, хотя ранее на протяжении длительного периода удерживал их около нулевой отметки. С июля 2022‑го базовую ставку в еврозоне поднимали уже десять раз, и сейчас она составляет 4,5 % годовых. Достигнутое значение стало самым высоким за все время существования объединения — с 1999 года. Традиционно ужесточение денежно-кредитной политики считается одним из главных инструментов в борьбе с ростом цен. За счет повышения процентных ставок заемные деньги становятся дороже для граждан и бизнеса, потребительская и деловая активность ослабевает, что позволяет сдерживать дальнейшее удорожание товаров и услуг.

По данным Евростата, к началу октября 2023‑го годовая инфляция в еврозоне замедлилась до 4,3 %, однако показатель все еще более чем в два раза превышает целевую отметку ЕЦБ (2 %). В этой связи специалисты ожидают сохранения жестких кредитных условий в Европе в ближайшее время. «Можно сказать, что основной эффект от повышения ставок уже материализовался, поскольку банки планируют более умеренно ужесточать свои кредитные условия в четвертом квартале 2023 года. Тем не менее жесткие финансовые условия продолжат оказывать давление на экономический рост в ближайшие кварталы», — говорится в исследовании британской консалтинговой компании Oxford Economics.


#ЕС #промышленность #экономика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (7533) от 31.10.2023 под заголовком «Европа продолжает буксовать».


Комментарии