Евроармия или НАТО? Почему ЕС хочет иметь свои вооруженные силы
С начала осени по высоким кабинетам ЕС опять стала бродить идея создания собственной армии. Идея, конечно, с бородой, но получившая в последнее время новые стимулы для превращения ее из призрака в реальность. Первым толчком к этому было фиаско Соединенных Штатов и НАТО в Афганистане, а неделю назад еще одним подтверждением актуальности темы стало создание нового стратегического партнерства США с Великобританией и Австралией AUKUS, что немедленно подверглось критике в Брюсселе.
ФОТО Pixabay
Вообще-то разговоры о собственной общеевропейской армии, корпусе, боевых группах или других военных формированиях ведутся в Европе уже более 30 лет.
Еще в начале 1990-х годов Франция и Великобритания разработали совместные оборонные инициативы. Но тогда действующий госсекретарь США Мадлен Олбрайт дала понять Парижу и Лондону: любые такие программы должны осуществляться под эгидой НАТО, а не за пределами альянса. Чуть позже, в декабре 2000 года, действующий министр обороны Соединенных Штатов Уильям Коэн также отверг перспективу европейской «обороноспособности» как угрозу самому существованию Североатлантического альянса. «В НАТО не будет фракции ЕС», – недвусмысленно заявил тогда он.
Окрик из-за океана подействовал – в течение десятилетия в высших европейских кабинетах о собственной армии почти не вспоминали. Новую волну интереса к этой теме три года назад поднял президент Франции Эммануэль Макрон, когда заявил буквально следующее: «США – наш исторический союзник и продолжает им быть. Но быть союзником – не значит быть вассалом. Мы не должны зависеть от них». По мнению политика, Франция должна быть суверенной, а ее оборона – автономной.
С подачи Макрона в ЕС снова начали активно обсуждать создание независимой общеевропейской армии. Тем более что своего партнера поддержала тогда и канцлер Германии Ангела Меркель. Она объяснила необходимость такой армии тем, что за последние пять лет мир изменился, а «старые союзники ставят под вопрос наши основные ценности». Лидер ФРГ, по-видимому, намекала на Дональда Трампа, чья риторика по отношению к Европе в бытность его президентом была не очень дружественной, если не сказать – воинственной.
Кроме Штатов против создания европейской армии активно выступил и генсек НАТО Йенс Столтенберг, заявивший, что ЕС зависим с точки зрения безопасности от альянса и не способен справиться с такой задачей без его помощи. Поэтому, по мысли политика, европейские вооруженные силы не могут быть конкурентами НАТО. Уход из Белого дома Трампа вроде бы разрядил обстановку, но, как оказалось, ненадолго, и нынешние события в Афганистане и в Азиатско-Тихоокеанском регионе вновь поставили этот вопрос ребром.
Ныне возмутителями спокойствия стали две немецкие дамы – министр обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Первой выступила младшая по «политическому званию» фрау Крамп-Карренбауэр. В интервью немецким СМИ сразу после скандального вывода американских войск из Афганистана она сказала, что Евросоюз должен иметь возможность быть более независимым от США в военном плане. «Это не означает, что мы должны отделиться от американцев. Но могут возникнуть такие ситуации, при которых у нас будут другие интересы, в том числе внутри НАТО. Тогда мы должны быть более дееспособными при помощи собственных сил», – приводит ее слова ТАСС.
А на днях о необходимости создания собственных вооруженных сил ЕС высказалась, по сути, первое лицо в этом Союзе глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, выступившая с программной речью «О положении ЕС в 2021 году». В ней она также заявила, что Евросоюз должен извлечь урок из ситуации, к которой привело поспешное отступление США и союзников из Афганистана. По словам госпожи фон дер Ляйен, это должно побудить объединение собрать политическую волю для создания собственных вооруженных сил и их использования в урегулировании конфликтов.
При этом она особо подчеркнула, что европейским лидерам необходимо еще иметь решимость применять такую армию. «У вас могут быть самые лучшие войска в мире, но если вы не готовы их использовать, то какой от них толк? Нас до сих пор сдерживает не только дефицит контингента, но и недостаток политической воли. И если мы разовьем в себе эту политическую волю, мы многое сможем сделать на уровне ЕС», – сказала глава Еврокомиссии, пять с половиной лет возглавлявшая минобороны ФРГ. Урсула фон дер Ляйен предложила ряд мер для усиления военной составляющей Евросоюза, а также сообщила, что в первой половине 2022 года она вместе с Эммануэлем Макроном проведет саммит лидеров ЕС по вопросам европейской обороны.
Словесного отпора на эти «хотелки» из-за океана пока не последовало, зато американцы причинили конкретный и чувствительный урон единству НАТО, создав альянс с Лондоном и Канберрой AUKUS и нанеся серьезный политический и экономический ущерб Парижу. Лидер партии «Непокоренная Франция» Жан-Люк Меланшон заявил, что стране нужно выйти из НАТО, а также свернуть планы по открытию центра передового опыта альянса в области космической безопасности, который США хотели разместить в Тулузе.
Очевидно, что проблема создания собственной армии достаточно остра для Евросоюза и объективно требует своего разрешения. Это во многом радикальное решение соответствует духу Лиссабонского договора и подкрепляется ситуационной необходимостью, особенно в последнее время. Однако здесь существует ряд сложностей, экономических и политических.
Создание армии – дело чрезвычайно затратное, требующее многомиллиардных вливаний, которые вряд ли когда окупятся. Европейцы – люди прижимистые, но привыкшие к комфорту и рациональности. Это, думается, было одной из причин, по которой они согласились жить под натовским, читай – американским, военным зонтиком, тратя не очень большие деньги на собственный военный бюджет. Поэтому европейский электорат, скорее всего, будет не в восторге, если придется потуже затянуть пояса ради создания собственной армии. Тем более что жупел советской, а ныне российской угрозы уже не работает так, как следует.
На сегодняшний день страны Евросоюза если и не являются сателлитами США, то по крайней мере достаточно зависимы – и не только в военном плане – от Вашингтона. По сути, содержа на 75% НАТО, Штаты таким образом покупают часть суверенитета европейцев, ставят их в зависимость от своих интересов. В принципе Америка готова поддержать своих союзников из Старого Света в создании более эффективных вооруженных сил и принятии большей ответственности за оборону континента. Однако Вашингтон будет делать это только в том случае, если такие усилия будут осуществляться в рамках НАТО – альянса, полностью зависящего от Соединенных Штатов. То есть Белый дом заинтересован в усилении обороны Европы, но не до такой степени, чтобы страны континента перестали следовать за США.
Таким образом, можно сделать простой вывод: в ближайшие 10 – 15 лет реальных перспектив для появления европейской армии нет, как бы ни старались в этом плане европейские чиновники и ни «помогали» им американские власти.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (7017) от 27.09.2021 под заголовком «Евроармия или НАТО?».
Комментарии