Эврика! Новости науки: 8 ноября 2024
ФОТО нейросеть
Моллюски-индикаторы
Анадара, черноморский гребешок, средиземноморская мидия, гигантская устрица, брюхоногий моллюск рапан… Будто строчки в меню рыбного ресторана. Но севастопольским ученым эти существа пригодились для другого.
А именно — для индикации содержания редкоземельных элементов (РЗЭ) в Черном море. Сейчас такой информации негусто.
Специалисты Института биологии южных морей им. Ковалевского провели анализ раковин моллюсков, распространенных в прибрежной зоне Черного моря. Пробы моллюсков собирали в 2023 – 2024 годах в основном возле устричной фермы в прибрежье Севастополя.
Исследование показало, что раковины — неплохие аккумуляторы редкоземельных элементов: были аномально обогащены скандием, иттрием, лантаном, европием и тербием. Скорее всего, это связано с антропогенным загрязнением. Больше всего РЗЭ (до 1,9 мг в 1 кг раковин) накопили в себе мидии и анадары.
При этом, уверяют ученые, в мясе моллюсков не было опасных концентраций ни для них самих, ни для человека, который надумает их есть. А вот закономерности и аномалии накопления РЗЭ в раковинах могут потенциально указывать, где искать редкоземельные элементы.
Удар. Еще удар
Астрономы обнаружили, что астероид Диморф мог пережить сразу два столкновения в короткое время.
Диморф, судя по всему, довольно бедовое небесное тело. По нему как части двойного астероида Дидим в 2022 году ударил космический аппарат DART Европейского космического агентства и НАСА — так человечество хочет проверить, можем ли мы в принципе изменить орбиту какого‑нибудь небесного тела, если сочтем его опасным. Можем, но совсем чуть.
Однако на снимках Диморфа был не один, а сразу два газопылевых выброса-хвоста. Второй возник через 6 – 8 дней после удара. «Это открытие было большой неожиданностью для нас», — говорят представители Университета Сунь Ятсена (Китай).
Китайские астрономы следили за «хвостами» более полугода, фиксируя изменения в их структуре и форме. Данные заложили в компьютерную модель двойного астероида и просчитали разные варианты причин такого явления. Например, не подошла гипотеза, согласно которой двойной «хвост» получился из‑за гравитационных взаимодействий Диморфа и Дидима и скоплений пыли. А вот что подошло, так это предположение, что астероид мог пережить сразу два столкновения за короткое время. Не исключено, что второй выброс возник из‑за столкновения Диморфа с крупными камнями или обломками, выброшенными с его поверхности после удара зонда DART.
Ужас на крыльях
Международный коллектив палеонтологов обнаружил останки самой крупной в истории «птицы ужаса».
«Птицами ужаса» называют крупных хищных пернатых из семейства Phorusrhacidae. Ну не райской же птицей называть существо высотой до 3 м и весом до 350 кг. Да, воображение рисует некое парящее адское существо, но эти птицы не летали. Появились они на территориях современных Южной и Северной Америк 43 млн лет назад, а последние, возможно, исчезли совсем недавно, около 100 тыс. лет назад.
Останки нашли в музейной коллекции окаменелостей: лет 20 назад частный колумбийский коллекционер Сесар Пердомо обнаружил кость голени очень крупной птицы. Тогда она не привлекла к себе особого внимания. А теперь привлекла. Палеонтологи сделали снимки кости при помощи трехмерного сканера и проанализировали компьютерную модель. Выяснилось, что существо принадлежит к ранее неизвестному виду «птиц ужаса», обитало на севере Южной Америки около 12 млн лет назад и превосходило по размерам келенкенов, девиченций и прочих крупнейших «птиц ужаса» на 5 – 20 %. Так что в высоту могло быть 3,2 – 3,6 м. Как саванный слон (правда, куда легче).
Как поясняют в Университете Джона Хопкинса, поскольку кость одна, сейчас невозможно определить точное положение птицы на древе эволюции, да и облик восстановить затруднительно. Надеются найти другие останки. Но вот отчего погибла эта птаха, предположить можно: на кости — следы зубов, возможно, гигантского древнего каймана. Так что на любой ужас найдется что‑то поужаснее.
Оторваться от коллектива
Немецкие и британские молекулярные биологи выявили ген, кодирующий программу коллективного поведения рабочих пчел.
В отличие от зверей и людей пчелы не усваивают, а наследуют поведение и функции, которые исполняют внутри колоний-ульев. Но было непонятно, как именно кодируется эта необычно сложная программа поведения.
Исследователи изучали, какие участки ДНК в геноме пчел важны для формирования так называемых грибовидных тел. Это своеобразные «большие полушария» мозга насекомых. У пчел и других коллективных перепончатокрылых насекомых эти отделы необычно большие — возможно, это связано со сложным социальным поведением. Ученые поменяли структуру некоторых участков ДНК так, чтобы при их активации нейроны светились. Это чтобы отслеживать, какие гены, связанные с развитием нервной системы, активны в разных регионах мозга пчел. А еще в эти гены внесли мутации при помощи геномного редактора CRISPR/Cas9: так можно проследить, как подобные «опечатки» влияют на пчелиное поведение.
Выяснилось, что ключевую роль в работе генетической программы коллективного поведения играл ген dsx. Он известен, но именно у пчел играет особую роль. Скажем, у мушек-дрозофил и других несоциальных видов насекомых этот ген обычно отвечает за определение пола. А у пчел влияет на коллективное поведение. Если сотворить в этом регионе ДНК мутацию, то рабочие пчелы пренебрегали своими «общественными» обязанностями: вдвое реже заглядывали в соты с расплодом, ленились кормить личинок. При этом индивидуальные аспекты поведения пчелы не менялись, отмечают исследователи Дюссельдорфского университета им. Генриха Гейне.
Когда лучше завести не собаку, а крысу
Служебная собака в аэропорту, вынюхивающая контрабанду, — дело обычное. А сейчас к этому делу думают приспособить южных хомяковых крыс.
Домашние собаки (Canis lupus familiaris) хороши в роли «детекторов»: по запаху находят взрывчатку и контрабанду, даже чуют болезни. Но обучение может затянуться на год, содержать такой «детектор» дорого. Поэтому 25 лет назад некоммерческая организация APOPO предложила заменить служебных собак южными хомяковыми крысами (Cricetomys ansorgei). Это крупные африканские грызуны с отлично развитым обонянием и способностями к обучению.
Сейчас натренированные хомяковые крысы ищут мины и вынюхивают возбудителей туберкулеза в биологических образцах. А команда зоологов APOPO задумалась: не смогут ли хомяковые крысы искать перевозимые контрабандой части животных и растений?
Сначала крыс учили на несколько секунд задерживать нос в тех отверстиях, где присутствовали образцы контрабанды — чешуя саванного панголина, древесина дальбергии чернодревесной, рога белого и черного носорогов, слоновая кость и так далее. А потом устраивали тестирование. И что вы думаете: зверьки находили образец с вероятностью 77,2 – 99,1 %.
Ученые утверждают, что крыса в деле поиска даже лучше собаки: меньшие размеры позволяют проникать в труднодоступные пространства. И работают быстро.
Комментарии