Эврика! Новости науки: 5 июля 2024

Эврика! Новости науки: 5 июля 2024 | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Некоролевская свита

В Иркутской области нашли редкие образцы флоры и фауны начала юрского периода возрастом 180 миллионов лет.

Совместная экспедиция Томского госуниверситета и Института земной коры Сибирского отделения РАН работала в Тулунском районе. Там есть отложения так называемой присаянской свиты. Свита — это набор пластов горных пород, ну а «присаянская» — стало быть, при Саянах. Ученые обнаружили, в частности, остатки 24 рыб (ближайших родственников современных осетровых, панцирных щук и амий), множество остатков насекомых и филлоподов — примитивных ракообразных.

«Присаянская свита» интересна тем, что начала формироваться до раннеюрского потепления, длившегося около миллиона лет, а закончила уже после. Так что в ее отложениях, как в летописи, запечатлена трансформация климата в раннеюрскую эпоху. Из-за роста температур буйно цвели водоросли, поэтому в придонных зонах снижалось содержание кислорода, что в свою очередь приводило к сокращению численности некоторых видов животных, а часть из них и вовсе оказывалась на грани вымирания.

Питон подставил плечо

Американские биофизики сделали прочные фиксаторы плечевых связок. Лайф­хак подсмотрели у питона, у которого, собственно, плеч вовсе нет.

Половина пожилых людей на Земле испытывает боль в плечах. Причины — разрывы связок и другие повреждения плечевого сустава. Можно сделать операцию и сшить связки хирургическими нитями, однако из‑за неравномерно распределенной нагрузки швы часто снова рвутся.

Профессор Колумбийского университета Ставрос Томопулос с коллегами решил взять за образец для подражания питоньи зубы. Причем не за их химсостав, а за «геометрию»: она идеальна для того, чтобы впиваться в плоть жертв, прочно удерживать ткани, при этом не разрывая их.

Биофизики подобрали размеры и геомет­рию этих микроструктур, чтобы связь между сухожилиями и костной тканью была максимально крепкой. Прототипы «пластырей», покрытых множеством острых выступов высотой несколько миллиметров, напечатали на 3D-принтере из обычного биосовместимого полимера.

Испытания показали, что материал позволял связкам сильнее растягиваться и переносить вдвое более высокие механические нагрузки, чем это получается в случае их соединения хирургическими нитями.

Древнеегипетский офисный работник

Чешские ученые выяснили, какими профессиональными заболеваниями страдали писцы Древнего Египта.

Антропологи и медики под руководством куратора Национального музея Праги Петры Гавелковой изучили останки 70 древнеегипетских писцов. В 2700 – 2200 годах до н. э. они были захоронены на территории некрополя Абусир, где расположены усыпальницы фараонов и сановников V династии Древнего Египта. Сами писцы занимали разные должности при дворе, но в любом случае были одними из самых статусных членов общества.

Обнаружилось, что у большинства из них были хвори, связанные с тогдашней «офисной работой». Писцы вынуждены были подолгу сидеть на коленях или с поджатыми ногами, сгорбившись, — страдали колени, нагружался плечевой пояс. Им часто приходилось подправлять форму перьев из стеблей ситника — в ход шли зубы, что отражалось и на челюстях.

В результате 90 % писарей зарабатывали себе, помимо денег и авторитета, остеоарт­рит и прочие характерные повреждения ­костей плечевого пояса, шеи и челюстей.

Выпусти комара, спаси птицу

Оцените новость: экологи выпустили на острове Мауи в Гавайском архипелаге 10 миллионов комаров Culex quinquefasciatus, зараженных бактерией из рода Wolbachia. Для чего? Для того чтобы комаров стало меньше.

У нас с вами, прихлопывающих за сезон несколько сотен комаров, такие сообщения вызывают любопытный блеск в глазах. А дело вот в чем. Давным-давно на Гавайских островах жили 60 видов цветочниц. Это певчие птицы из семейства вьюрковых. Они на все руки от скуки: одни питаются семенами, другие — нектаром, третьи — насекомыми и улитками.

Но когда архипелаг колонизировали полинезийцы, а затем и европейцы, гавайские цветочницы начали вымирать — из‑за охоты, завезенных хищников и вырубки лесов. А самой серьезной проблемой стали случайно завезенные в XIX веке комары Culex quinquefasciatus. Они переносили птичью малярию и птичью оспу, а у цветочниц не было к этим хворям иммунитета.

До наших дней дожили лишь 17 видов гавайских цветочниц, в основном благодаря тому, что обитали в горных лесах на высоте 1200 – 1500 м над уровнем моря, там для инвазивных комаров холодно. Но в последние десятилетия теплеет, и комары поднимаются все выше.

Ученые прикинули, что единственный способ спасти цветочниц — сократить численность инвазивных комаров. И помогут в этом бактерии из рода Wolbachia: они живут в организмах многих видов насекомых и регулируют численность хозяев, стимулируя их к размножению. Скажем, самка комара, зараженная определенным штаммом вольбахии, может оставить потомство, только если спарится с самцом, у которого такой же штамм или вообще никакого. А поскольку комарихи спариваются лишь один раз в жизни, второго шанса у нее не будет.

То есть берем комаров-самцов, зараженных определенным штаммом, и запускаем туда, где живут самки — носительницы другого штамма. И получаем резкое падение численности в следующем поколении. Вот к концу лета поймут, удался ли фокус. Риск для тех, кто не имеет чести быть комаром Culex quinquefasciatus, практически никакой: в отличие от инсектицидов штамм воздействует на единственный вид насекомых и не затрагивает остальные. Да и комары-самцы не кусаются и не пьют кровь.

Мхом поросло

Малюткам-тихоходкам и микробам-экстре­мофилам, способным переносить «космические» условия, придется потесниться на пьедестале. Китайские ученые нашли еще одного кандидата в «колонизаторы» Марса.

Его зовут Syntrichia caninervis, это вид мхов. Чаще мхи любят влагу, но есть пустынные, вот этот из таких. Встречается в большинстве ­пустынных регионов Земли, может переносить резкие перемены температур и постоянную нехватку влаги. Эти таланты и привлекали внимание биологов Синьцзянского института экологии и географии КАН в Урумчи.

Ученые испытали мох в условиях, типичных для Марса — это ближайшая к нам планета из тех, где в прошлом, возможно, была жизнь. Оказалось, Syntrichia caninervis может «оклематься» даже после того, как провел около пяти лет при температуре минус 80 градусов Цельсия. Выживает, даже если лишился более 98 % запасов воды.

Заинтригованных ученых было уже не остановить: они погрузили мох в жидкий азот (это минус 196 градусов Цельсия) — продержался около месяца. Подвергли высоким дозам гамма-радиации — что ты будешь делать, опять выжил. В общем, поздравляем Syntrichia caninervis: он может стать «первопроходцем» для колонизации внеземных сред обитания, чтобы в свою очередь формировать там среду, благоприятную для нас.

В загранку ходили

В Средиземном море в 90 км от побе­режья Израиля нашли обломки торгового судна эпохи бронзы и удивились.

Нашли не археологи, а геологоразведка. Искали нефть и газ, а обнаружили на глубине около 1,8 км обломки груженого торгового судна длиной около 12 – 14 м. На дне было много неповрежденных амфор — короче, товар. Затонуло судно примерно 3400 – 3300 лет назад, то есть в эпоху бронзы.

Ну хорошо, скажете вы, а что тут такого выдающегося? А то, что столь древнее судно нашли так далеко от берега. Получается, уже в ту эпоху мореходы занимались не только каботажным плаванием, то есть прибрежным. Видимо, тогдашние моряки были знакомы с астрономической навигацией. Судно затонуло в шторм или из‑за нападения пиратов. Те, очевидно, тоже были не промах и такой навигацией владели.

По материалам ТАСС, «N+1» подготовила Александра ШЕРОМОВА


#наука #открытие #новости

Комментарии