Эврика! Новости науки 2 сентября 2021
Это не Оодаак. Это Кекертак Аваннарлег
Шестеро ученых из Дании и Швеции искали один самый северный остров, а нашли другой, еще севернее.
В 1978 году недалеко от Гренландии обнаружился остров Оодаак, он считался самым северным в мире, но потом куда-то запропастился – с небольшими островами это случается. Этим летом исследователи высадились на некоем участке суши 60 на 30 м, который они приняли за запропавший Оодаак. Но сверка координат показала: нет, этот на 780 м северо-западнее. И, получается, сейчас этот островок самый северный.
Его так и назвали, Кекертак Аваннарлег – в переводе с гренландского это «самая северная земля». Его появление объяснили движением льдов в этом районе. На острове ничегошеньки, кроме гравия и грязи. «Но, на личный взгляд, это, конечно, забавно – быть одним из шести человек в мире, которые топтали своими грязными ботинками самую северную часть Земли», – скромно отметил один из ученых.
Карлики, но крупные
Швейцарские астрономы узнали кое-что новое о коричневых карликах.
Так называют несостоявшиеся звезды. Возникают такие неудачники, если ядро протозвезды, которая формируется в облаке из газа и пыли, не более чем в 70 – 100 раз тяжелее массы Юпитера. Но вот определить границу (тут у нас звезда, а тут коричневый карлик) пока не удается.
Ученые Женевского университета анализировали снимки орбитального телескопа TESS – вообще-то он ищет экзопланеты в окрестностях звезд размером с Солнце, но достаточно чувствителен, чтобы обнаружить и коричневые карлики. Вот ученые и искали в данных следы объектов, которые тяжелее крупнейших экзопланет. Таких нашли сразу пять: массой, предположительно, больше массы Юпитера в 70 – 90 раз.
И вот еще что выяснилось: крупные коричневые карлики по мере старения сжимаются. Изначально в их центре происходят термоядерные реакции с участием дейтерия, но температур недостаточно, чтобы запустить такие процессы с участием обычного водорода – то, что удается даже самой захудалой звезде. И когда дейтерий исчерпывается, карлик быстро остывает и уменьшается. В общем, все, как у людей.
Бактерии накачали мускулы
Не свои. Но нам на пользу. Ученые создали бактерии, которые могут производить волокна титина, одного из основных белковых компонентов мышц млекопитающих, в том числе и наших с вами.
Ученые давно исследуют, как работают мышечные волокна и как происходит их «сборка». Это нам пригодится для лечения дистрофии мышц и прочих болезней опорно-двигательного аппарата, подойдет в качестве искусственных мышц для роботов.
Титин – один из ключевых компонентов мышц и один из самых крупных белков человеческого организма. Большой размер как раз и затруднял создание микробов, способных производить большие количества титина. Но в Вашингтонском университете в Сент-Луисе модифицировали одиночные звенья титина так, что теперь их могут соединять специальные бактериальные ферменты. «Инструкции» по сборке вставили в геном кишечной палочки, бактерии все поняли – и давай производить сложные цепочки белка. Причем они в 50 раз больше типичных белков бактерий.
Полученные молекулы титина ученые переплели и использовали для создания искусственного аналога мышечных нитей. Их прочность и устойчивость к растягиванию не уступили титину из клеток млекопитающих. И сам процесс довольно дешев.
Москва не сразу строилась
Застройка Москвы за стенами Китай-города началась в начале XVI века, выяснилось при раскопках на территории воспитательного дома.
Воспитательный дом для сирот, один из крупнейших архитектурных ансамблей Москвы, расположенных в пределах Васильевского сада, был построен в 1764 году. Предполагали, что эта часть за пределами стен Китай-города начала застраиваться значительно раньше, но когда именно? Карты XVIII века и планы-виды XVII столетия несколько противоречат друг другу: то ли эта территория была частью города, то ли нет.
Недавно начались реставрация и реконструкция воспитательного дома, чем и воспользовались специалисты Института археологии РАН: изучили культурные слои XVIII и XIX веков, но обнаружили и артефакты более раннего времени – фрагменты керамической посуды, осколки стрел, иноземные товарные пломбы начала XVI века. А значит, застройка этой части Москвы началась еще при последних Рюриковичах.
Застройка, хоть и не плотная, уже была частью городского ландшафта Москвы.
Спасибо, мигрень
Ученые подозревают, что ферменты, которые вызывают боль при мигрени, могут защищать от диабета, потому как влияют на круговорот инсулина в организме.
Мигрень – одно из самых распространенных неврологических заболеваний. Для того меньшинства, у кого такого нет, объясняем: это эпизодические или постоянные, иногда мучительные приступы боли на одной стороне головы. Причины пока неизвестны. Возможно, симптомы связаны со сбоями в работе определенных генов и белков, которые управляют работой клеток мозга.
Уже было подмечено, что люди с мигренью страдают от диабета 2-го типа гораздо реже других. Но почему? Американские биохимики изучали работу ферментов CGRP и PACAP – как оказалось, эти молекулы и связанный с ними белок амилин вырабатываются в организме «мигренщиков» очень активно. Причем не только в клетках мозга, но и в поджелудочной железе. Такие фокусы нехарактерны для здоровых и для людей с диабетом.
Ученые обработали участки поджелудочной железы, вырабатывающие инсулин, растворами ферментов CGRP и PACAP – и инсулина стало вырабатываться меньше. Напрямую ввести молекулы CGRP и PACAP в мозг не получится – они вызывают боль. Надо понять, как именно они регулируют выработку инсулина, тогда можно создать короткие белковые молекулы, которые будут нормализовать состояние при диабете и при этом не вызывать боль.
Ученые и шоколадная фабрика
Канадские химики придумали, как просто ускорить производство качественного шоколада.
Твердый шоколад не такое уж давнее изобретение, лишь в XIX веке европейские промышленники научились получать масло из тертой мякоти какао-бобов. Чтобы сделать высококачественный шоколад, масло какао нужно очень долго выдерживать в расплавленном состоянии при определенной температуре и выполнять кучу других условий. Тогда жиры в масле переходят в особое кристаллическое состояние, так называемую форму 5 – структуру, оптимальную для шоколада.
«А нельзя ли попроще?» – задумались химики из Университета Гуэльфа. На эту мысль их натолкнули долгие сосредоточенные наблюдения за формированием кристаллов в шоколаде: процесс запускается в тех его точках, где сконцентрированы жировые молекулы из класса фосфолипидов. Тогда экспериментаторы стали колдовать, удаляя эти молекулы или добавляя разные жировые вещества. Оказалось, изъятие фосфолипидов резко замедляло формирование кристаллов жира, а добавление – резко ускоряло. Даже ничтожного количества этих веществ оказалось достаточно, чтобы очень быстро получился отличный шоколад.
По информации ТАСС, «Лента.ру»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (7001) от 02.09.2021 под заголовком «Эврика! Новости науки 2 сентября 2021».
Комментарии