«Если видишь на картине…». Как проходят уроки рисования в школе?

Чем нам запомнились школьные уроки рисования? Кому‑то радостью творчества, избавленного от зубрежки учебника. А кому‑то стрессом из‑за безуспешных попыток изобразить дерево. Что такое урок рисования в современной школе? Как ставить оценки ученикам? Об этом наш разговор с учителем рисования Татьяной ВАСЕХИНОЙ.

«Если видишь на картине…». Как проходят уроки рисования в школе? | ФОТО  автора

ФОТО автора

Сколько лет в школе учат рисованию?

— С первого по восьмой классы. В советские времена было на год меньше. В старых советских ­программах было так: в начальной школе ребята учились понимать, что такое предмет, как его изобразить на плоскости, составить из простых геометрических фигур более сложные и их нарисовать. Эти занятия есть и сейчас. К ним добавляется информация о том, что такое композиция, что такое построение предмета от пятна или от линии. Учитель придумывает задание на развитие воображения.

В первом классе учимся видеть, наблюдать, зарисовывать то, что увидели, переносить на бумагу свои эмоции и чувства. Видеть цвет, знакомимся с понятием цвета — теплого или холодного.

Можно привести пример задания на развитие воображения?

— Учитель предлагает ребенку нарисовать на листе цветовое пятно произвольно, используя две-три краски. Затем пофантазировать и дорисовать образ или целую композицию, которая родилась в голове. Подобные задания были и в советское время.

Начальная школа окончена, что дальше?

— В средних классах все серьезнее. В пятом классе начинаем знакомиться с видами и жанрами изобразительного искусства. В шестом классе изучаем портрет, начиная с Древнего Египта и Античности. Выясняем, что такое пропорции лица и как их перенес­ти на бумагу. Идем от простого к сложному. Дети начинают с шаржей, простых схематических ­портретов. Заканчивается этот цикл созданием портрета известной исторической личности.

В восьмом классе изучаем основы разных видов дизайна. Школьники придумывают тему и создают в группе газету или журнал. Также они знакомятся с профессией художника-декоратора.

Серьезно. В советской средней школе я и не слыхивал про исторические портреты.

— А я помню, как в пятом классе нам ставили натюрморт, и мы знакомились с понятиями «свет и тень», «форма», пытались все это изобразить. В современной школьной программе появилось больше вариантов изучения различных техник. Прежде было два вида техники — карандаши и акварельные краски (с упором на краски).

Сейчас мы используем много техник и материалов — восковые мелки, аппликацию, лепку, граттаж и так далее. Это хорошо. Потому что не все могут взять в руки карандаш и создать шедевр, не всем нравится детально работать над рисунком. Работа с разными материалами и в разных техниках дает детям больше возможности самовыразиться.

Учитель должен показать техники с помощью своего умения и демонстрации иллюстративного материала. В том числе на компьютере. Попробовав различные техники, любой ребенок понимает, что он может сделать что‑то красиво. Расчет на то, чтобы ребенок почувствовал себя успешным в какой‑то технике или виде изобразительного искусства.

Много ли по‑настоящему желающих заниматься рисованием?

— Немного. Не скажу в процентах, но количество таких желающих постоянно уменьшается. Несмотря на доступ к разным техникам.

В чем вы видите причину?

— Дети стали меньше фантазировать. Многие ребята берут образы из компьютера, а не из души. Сравниваю рисунки детей начала 2000‑х годов, когда я начинала преподавать, и современные. Интересных работ стало меньше, хотя самородки по‑прежнему встречаются. Но их всегда было немного.

Фантазию ограничили компьютеры?

— Думаю, что это так. Дети стремятся упростить свою жизнь. Зачем что‑то придумывать, когда можно открыть экран, быстро найти картинку и ее срисовать.

Так, может, обучать детей сразу компьютерному дизайну?

— А как это скажется на их психике, на их зрении? Они и так очень много времени проводят за компьютером. Понятно, что современный мир немыслим без компьютера и Интернета. Но живое рисование, живое творчество, живое общение должны быть.

Я слышал выражение в применение к школьникам — «поставить руку». Уместно ли такое ­обучение для совсем юных, не думающих о карьере художника?

— На мой взгляд, уместно. Причем с первого класса. Компьютер — это когда работают только два пальчика. Во время рисования работает вся рука.

Эстетика комиксов, например манга, влияет на рисование детей?

— Не возьмусь рассуждать на эту сложную тему. Замечу только, что ребята используют образы, увиденные ими в современных мультфильмах и компьютерных играх. Но и раньше мультяшные персонажи занимали умы детей.

Те, кто не любит рисовать, предпочитают изобразить персонажа из игры «Майнкрафт», там сплошные кубики и квадратики. Все время, начиная с третьего класса, призываю: ребята, придумайте что‑нибудь самостоятельно.

Сейчас много мест, где дети могут заниматься рисованием в вечернее время. Это не мешает вам учить тех, кто такие занятия посещает?

— Нисколько. Учителя рисования преподают очень по‑разному. Это зависит от их личных пристрастий — живопись, графика, прикладное искусство. Все видят уроки по‑разному: кто‑то пойдет на улицу и покажет, как трамвай рисовать (если есть возможность), другой учитель в классе нарисует, а третий на компьютере покажет.

Какой способ вам ближе?

— Рисование рукой.

А по художественным музеям надо с детьми ходить?

— Надо, но поход в музей возможен при совместном участии классного руководителя и родителей. За 45 минут невозможно доехать до музея и провести экскурсию. Организация таких событий вещь достаточно сложная.

Конкурсы детского рисунка полезны?

— Конечно, полезны, дети имеют возможность показать свои способности, самовыразиться не только в школе. Другое дело, что количество конкурсов сейчас сильно увеличилось. В школу приходит много приглашений поучаствовать в конкурсах — от районного до общенационального масштаба. Темы могут быть самыми разными — памятные даты, праздники, в том числе народные. Честно говоря, обилие конкурсов отвлекает от основной школьной программы.

Какой выход?

— На уроке мы кратко обсуждаем, что можно нарисовать для конкурса, иногда делаем эскизы. Но основную работу дети делают либо дома, либо на внеклассных занятиях.

Поговорим об оценках. Помню, в советской школе было строго: не дано тебе рисовать — получи «три с минусом» по итогам учебного года. Но рисование не арифметика, не таблица умножения. Можно ли сейчас так оценивать успехи или неудачи по рисованию?

— Мы предпочитаем оценивать не качество (скажем так) рисунка, а старание человека. У ребенка может не получаться, но он старался. Получилась «краказяба», но он старался. Пять я ему не поставлю, но четверку он заслужил.

Вы окончили?..

— Факультет изобразительных искусств Герценовского университета.

Он заточен на подготовку учителей рисования. Не было желания пойти в свободные художники?

— Не было. До университета 7 лет отработала учителем начальных классов. Рисовать любила всегда, поэтому и поступила на данный факультет. Кстати, рядом со мной учились много таких студентов, будущих педагогов.

Если бы вы могли изменить программу уроков рисования, что бы вы сделали?

— Убрала бы избыток информации. Больше бы рисовала вместе с детьми, развивала их фантазию. Информация интересна и полезна, но кому‑то 5 минут хватает на рисунок, а другому и всего урока мало, чтобы себя выразить.

Можно ли увлечь рисованием или этот интерес от природы?

— Думаю, что можно. Все зависит от таланта преподавателя. Он должен быть увлечен, и тогда дети увлекаются. Не всегда мне это удается. Урок на урок не приходится.

Современные дети на скрывают эмоций, прямо высказывают свое мнение. Например: «Мне, Татьяна Анатольевна, это неинтересно. Можно я порисую что‑то другое?». Или наоборот: «Мне интересно, я этим займусь».

То есть каждый урок — это бой за рисование?

— В некоторые классы я иду с таким чувством.

Наверное, в седьмой?

— Да, переходный возраст. Убеж­даю подростков, что рисовать нужно.

Для чего нужно рисовать тем, кто не собирается быть художником?

— Важно держать в руках предмет, которым можно рисовать. Деятельность кончиков пальцев напрямую связана с развитием мозга. Иначе зачем младенцам с первых дней жизни дают погремушки? Рисование развивает воображение, внимание. Уроки творчества учат ребят наблюдать, анализировать, создавать своими руками что‑то новое, свое. Все это пригодится в жизни любому человеку.


#школа #дети #обучение #учителя

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (7268) от 04.10.2022 под заголовком ««Если видишь на картине…»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.