Энергия, которая не возобновляется. Германия пытается заменить мощности АЭС ветряками

Минувшей весной бесславно завершилась более чем шестидесятилетняя эра немецкой атомной энергетики. В апреле были отключены три последние атомные станции в Нижней Саксонии и земле Баден-Вюртемберг. Их мощности по заданию партии «Зеленые», находящейся сегодня у руля страны, пытаются возместить ветрогенерацией. Пока безуспешно.

Энергия, которая не возобновляется. Германия пытается заменить мощности АЭС ветряками | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Проблема для нынешних властей усугубилась еще и тем, что порядка 11 % всей производимой в стране электроэнергии, которую вырабатывали местные АЭС, нужно было компенсировать одновременно с отказом от российского трубопроводного газа, а также угля, тоже попавшего в немилость по воле «зеленых». Неудивительно, что сегодня Германия вынуждена искать сжиженный природный газ по всему миру. Берлину также пришлось срочно открывать терминалы по газификации СПГ. А когда поставки газа стали казаться ненадежными, европейским предприятиям ЖКХ пришлось импортировать больше угля, чем прежде.

Кроме того, «зеленые» делают сейчас ставку на возобновляемые источники энергии, и, по словам федерального министра экономики и климата Роберта Хабека, одного из лидеров этой партии, к 2030 году 80 % электроэнергии в ФРГ будет иметь альтернативное происхождение. Однако эксперты из Массачусетского технологического института свидетельствуют, что на самом деле у ветрогенерации на сегодняшний день больше нерешенных проблем, чем радужных перспектив. Так, они подсчитали, что для замены одной АЭС необходимо построить от 1300 до 3259 ветровых электростанций (в конце прошлого года в Германии действовали 28 443 офшорные вет­ровые электростанции). Проб­лема сложно решаемая, поскольку для них нужно найти место (по некоторым данным, порядка 500 кв. км площади) и, главное, организовать доставку произведенной электроэнергии потребителю. А это требует в свою очередь строительства воздушных линий электропередачи либо подводных, если речь идет о морских офшорах. Нерешенной пока остается и проблема надежного накопления произведенной энергии, когда ее нельзя по разным причинам направлять в сети. Так что пока выпавшие мощности пришлось замещать прежде всего угольными электростанциями, что поставило достижение экологических целей по сокращению парниковых выб­росов под вопрос.

В самой Германии замена атомной генерации на ветряную воспринята неоднозначно. Две трети немецких граждан, согласно опросам, посчитали этот шаг ошибкой. Объединение торгово-промышленных палат ФРГ выступило с предупреж­дением, что это приведет к росту тарифов (а в Германии сейчас и так, по словам депутата от Свободной демократической партии Михаэля Крузе, самые высокие в Европе электротарифы) и провалам в энергоснабжении. Президент этого объединения Петер Адриан заявил газете Rheinischen Post: предприятиям следует готовиться к случаям прекращения энергоснабжения и высоким тарифам, что уменьшит шансы немецких предпринимателей на успешную конкуренцию. С действиями правящей коалиции несогласны и христианские демократы, представляющие собой крупнейшую оппозиционную силу. Их лидеры заявляют, что после своего прихода к власти (а это возможно в 2025 году) они вновь запустят остановленные АЭС.

С точки зрения федерального сетевого агентства (в его ведении находятся электрические сети страны), нерешенными после остановки АЭС остаются регуляторские проблемы, связанные с тем, что электроэнергия тратится потребителями непостоянно. Ведь особенностью такого товара, как электроэнергия, является то, что произведенный, он тут же поступает потребителю и должен им использоваться. Но разные потребители работают в разном режиме. Поэтому, например, в электроэнергетике существуют понятия «базовая» и «пиковая» нагрузки. АЭС закрывали базовую часть нагрузки, и заменить их альтернативными источниками энергии, прежде всего ветровыми и солнечными, на которые делает ставку Германия, практически невозможно: ветер не всегда дует, а солнце не всегда светит. Именно поэтому немецкие энергетики пос­ле отключения АЭС вынуждены выводить из резерва прежде всего старые угольные электростанции.

По мнению Ганса-Вернера Зинна, одного из ведущих немецких экономистов, Германия вынуждена после отключения АЭС использовать парк обычных электростанций на газе или угле, чтобы гарантировать потребителям бесперебойное электроснабжение. Об этом он написал в своей статье в журнале Wirtschaftswoche. Специалист считает утопией представления «зеленых», что экономика может базироваться только на возобновляемых источниках энергии. Электростанции, работающие на энергии ветра или солнца, полагает Зинн, можно использовать только в сочетании с традиционными электростанциями, работающими на ископаемом топливе. Поэтому если Германия отказывается от атомной энергетики и планирует закрыть также угольные электростанции, ей остается только один доступный энергоноситель — газ. Все анализы, предоставленные немецкими «зелеными» институтами, основываются на том, что в критических случаях ФРГ будет получать электроэнергию из Евросоюза, отмечает ученый и добавляет: «Слава богу, что имеется французский атомный ток».

В качестве средства спасения «зеленые» называют сегодня водород, продолжает Зинн. Но предлагает не забывать, что для его получения потребуется применять электролизеры (электролитическое оборудование для производства водорода), что приведет к затратам трех четвертей имеющейся электроэнергии на их работу. Экономист напоминает, что функционирование электролизеров плохо совмещается с работой ветровых или солнечных электростанций. Поэтому замена АЭС предлагаемыми «зелеными» вариантами оказывается дорогостоящей и ненадежной затеей.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Министры энергетики «большой двадцатки» на встрече в минувшую субботу на Гоа (Индия) не смогли договориться об общей стратегии постепенного отказа от ископаемого топлива, сообщает Bloomberg. Хотя все участники были согласны с необходимостью борьбы с вредными выбросами, некоторые страны выступили за использование для этой цели новых технологий вместо отказа от углеводородов.


#Германия #АЭС

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (7466) от 27.07.2023 под заголовком «Энергия, которая не возобновляется».


Комментарии