Эльвира Набиуллина осталась главой Центробанка России
Конец апреля ознаменовался одним очень важным кадровым решением, которое приняли российские власти, — переназначением Эльвиры Набиуллиной на пост главы Центробанка России. Этому решению — последнюю точку в нем поставили депутаты Госдумы — предшествовала некая интрига или, скорее, политическая коллизия, вытащенная на свет и раздутая западными СМИ, а также подхваченная несколькими популярными Telegram-каналами.
ФОТО Википедии / Council.gov.ru / CC BY 4.0
Нынешний второй пятилетний срок Эльвиры Набиуллиной в должности главы ЦБ истекал в июне, и, согласно закону, президент страны должен за три месяца до окончания полномочий предложить кандидатуру нового руководителя нашего главного финансового регулятора на утверждение Госдумы. Но накануне даты внесения этой кандидатуры, по данным Bloomberg, Набиуллина написала письмо с просьбой уйти в отставку, якобы из‑за несогласия со спецоперацией на Украине. Эту тему дружно развил ряд Telegram-каналов. По их данным, Путин отказался уволить Набиуллину по собственному желанию из‑за явных имиджевых потерь и попросил ее остаться на посту. Впоследствии пресс-служба ЦБ опровергла всю эту информацию.
Как бы то ни было, но точно в срок, 24 марта, президент внес кандидатуру на должность главы ЦБ, и этой кандидатурой была именно Эльвира Набиуллина. Несмотря на то что после выбора президента, казалось бы, вопрос о ее назначении должен был решиться в Госдуме без проблем, некие «шероховатости» при голосовании все‑таки обнаружились.
Во-первых, пленарное заседание по данному кадровому вопросу продолжалось более пяти часов, а это явный перебор для любой кандидатуры, внесенной для утверждения в Госдуму главой государства. Во-вторых, против кандидатуры Набиуллиной проголосовало достаточно большое количество народных избранников — 83, а это составляет почти 20 % всех депутатов. Причем полностью высказались против две фракции — коммунистов и «справедливороссов», и только голосами «Единой России» и примкнувших к ним элдэпээровцев и партии «Новые люди» старый-новый глава ЦБ остался на своей должности.
Набиуллину с полным основанием можно отнести к ветеранам высшей российской политической власти. Свой длинный и весьма успешный карьерный путь она начала в далеком 1994 году, когда впервые заняла руководящее кресло в Министерстве экономики. А родилась будущий главный банкир страны в Уфе в простой татарской семье. Ее отец — Сахипзад Набиуллин — трудился шофером на автобазе, мать — Зулейха — работала аппаратчицей на приборостроительном заводе. В школе Эльвира училась на одни пятерки и окончила ее с золотой медалью, сразу решив поступать не куда‑нибудь, а на экономический факультет МГУ. По собственному признанию Набиуллиной, этот факультет она выбрала потому, что не знала, что такое экономика, а ее с детства влекло неизвестное.
В университете училась на «отлично», была обладательницей стипендии имени Карла Маркса, любила марксистско-ленинскую политэкономию и верила в идеалы коммунизма. Неудивительно, что в 1985 году стала одной из первых студентов на курсе, принятых в ряды КПСС. Неудивительно и то, что спустя год с отличием окончила университет и сразу поступила в аспирантуру МГУ.
Здесь ее ждали две встречи, которые во многом определили и судьбу, и дальнейшую карьеру Набиуллиной. В аспирантуре Эльвира встретилась с преподавателем кафедры истории народного хозяйства и экономических учений Ярославом Кузьминовым и профессором Евгением Ясиным. Первый вскоре стал ее мужем, а впоследствии создателем и первым ректором Высшей школы экономики. Второго часто называют наставником и идейным вдохновителем Набиуллиной, к тому же именно Ясин «запустил» ее на государеву службу.
В 1990 году после окончания аспирантуры Набиуллина прозорливо выбрала не чисто преподавательскую или научную карьеру в МГУ, а была принята на работу в Научно-промышленный союз СССР по вопросам экономической реформы — предшественник Российского союза промышленников и предпринимателей. Здесь она трудилась до 1994 года в должности консультанта по экономической реформе, пока не была приглашена в Министерство экономики, которое возглавлял тогда Евгений Ясин. Сначала Набиуллина получила должность заместителя начальника департамента экономических реформ, но уже через три года она стала заместителем министра. Правда, после того как кабмин возглавил Евгений Примаков, а экономический блок начал курировать Евгений Маслюков, Набиуллину из правительства убрали.
Некоторое время она трудилась в Промторгбанке, который в то время принадлежал небезызвестному деятелю Кахе Бендукидзе. Но в начале 2000 года начинается новый карьерный виток в судьбе Набиуллиной — она попадает в окружение Германа Грефа, который тогда в качестве главы фонда «Центр стратегических разработок» занимался социально-экономической программой кандидата в президенты РФ Владимира Путина, а затем — разработкой Основных направлений социально-экономической политики правительства РФ на долгосрочную перспективу.
Набиуллина становится заместителем Грефа, а затем, когда он возглавил Министерство экономического развития и торговли, перебирается в кресло первого зама главы этого ведомства. После перехода Грефа в Сбербанк в 2007 году Набиуллина стала полноправным министром. Этот пост она занимала вплоть до весны 2013‑го, когда первый раз была утверждена в должности главы Центробанка. Если ничего не произойдет в ближайшие пять лет, то через два года она станет первым «долгожителем» на посту главного финансового регулятора страны.
Набиуллину причисляют к экономистам либеральной школы. Ее учителя и наставники были представителями этого направления. И большинство претензий, которые ей предъявляются, носят не профессиональный, а политический характер. Суть их сводится к тому, что Набиуллина, как того и требуют либеральные основы, обозначила своей главной задачей борьбу с инфляцией, а это, считают государственники, мешает экономическому росту страны и не дает возможность повысить доходы населения и улучшить качество жизни граждан. По мнению государственников, госпожа Набиуллина обеспечивала интересы финансовых спекулянтов, игнорируя интересы реального сектора. Она, мол, специально выстраивала такую политику резервирования рисков, что банки, не обладающие серьезной политической защитой, просто не могли кредитовать этот сектор. Заодно ЦБ и лично Набиуллину обвиняют в том, что они «профукали» деньги страны — 300 млрд долларов, размещенных в ценных бумагах за границей и конфискованных коллективным Западом.
Сторонники Эльвиры Набиуллиной, которых тоже достаточно, ставят ей в заслугу расчистку банковского сектора страны, которая включала не только изъятие лицензий у мелких игроков, но и санацию крупнейших частных банков типа «Открытия», Промсвязьбанка и др. Их санация значительно отличалась от применяемых ранее механизмов: если до этого банк на оздоровление обычно брала другая кредитная организация, то теперь ЦБ занимался им самостоятельно. Отмечают также, что регулятору удалось после присоединения Крыма и угрозы отключения от системы SWIFT создать Национальную систему платежных карт (НСПК) и собственную Систему передачи финансовых сообщений. Сейчас НСПК обрабатывает внутрироссийские операции по всем картам, выпущенным отечественными банками, в том числе Visa и Mastercard, поэтому при недавнем уходе международных платежных систем из РФ эти карты продолжили работать внутри страны. НСПК также выступила оператором национальных платежных карт «Мир», которые появились в 2015 году. Впоследствии они стали обязательными для перечисления зарплат бюджетникам, а также пенсий и пособий.
Несмотря на то что назначение Эльвиры Набиуллиной вызвало определенную напряженность в рядах российской власти, большинство экспертов сочли это решение логичным шагом. И не только потому, что «коней на переправе не меняют», но и потому, что именно при Набиуллиной финансовая система устояла перед несколькими штормами, а сейчас еще и технологически поднаторела и уже отвечает на нынешние вызовы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (7167) от 13.05.2022 под заголовком «Конец апреля ознаменовался одним очень важным кадровым решением, которое приняли российские власти, — переназначением Эльвиры Набиуллиной на пост главы Центробанка России. Этому решению — последнюю точку в нем поставили депутаты Госдумы — предшествовала некая интрига или, скорее, политическая коллизия, вытащенная на свет и раздутая западными СМИ, а также подхваченная несколькими популярными Telegram-каналами.».
Комментарии