Экзотический «привет из тропиков» . Как развивается рынок бананов в России?

«Банан может спасти человечество от голода, в случае глобальной катастрофы накормив более 100 миллионов человек!» — протрубили сенсацию информационные агентства. Сослались на изыскания британских и эфиопских ученых. И уточнили: речь не о знакомом всем «культурном» банане, а о диком, или ложном, под названием энсета.

Экзотический «привет из тропиков» . Как развивается рынок бананов в России? | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Зеленый, красный…Желтый!

Есть еще одно название у этого дитяти африканских тропиков — абиссинский банан. Ну а Абиссинией когда‑то называлась Эфиопия. В этой стране листьями энсеты покрывают хижины, из них же, но разрезанных на ленты, плетут циновки и корзины. Из волокон стебля делают одежду. Его же, стебель, используют и как овощ. Но самое важное — корневища: их сушат, перетирают в муку и пекут хлеб.

Но ложным бананом культуру ­назвали не зря. То, что для нас в банане главное — его плод, — у энсеты безвкусно. Поэтому как продукт повседневного питания эфиопы его даже не рассматривают.

Любопытная аналогия: на другом континенте, в Эквадоре, местный люд не очень‑то жалует те бананы, которые страна поставляет на мировой рынок, в том числе и в Россию. На экспорт идут десертные сорта, а эквадорцам нравятся платано — сорта кулинарные. В них больше крахмала и меньше сахара. Такие бананы жарят, варят, готовят на пару. А еще сушат и перерабатывают в муку.

Когда‑то у банана было совсем другое название — Муса (Musa). Так назвал его личный врач римского императора Октавиана Августа, который занимался культивированием этого экзотического африканского фрукта. Потом к Musa прибавилось еще одно слово — acuminata (заостренный, конусообразный). И уже под двойным названием  Musa acuminata культура известна в ­науке.

Слово же «банан» появилось гораздо позже — когда португальские моряки впервые привезли тропический фрукт в Европу. А вместе с ним и его гвинейское наименование — «банема». Оно‑то и трансформировалось во всем известное ныне произношение.

В стародавних банановых рощах не было растений, которые давали бы привычные нашим современникам желтые бананы. Таковых вообще не существовало в природе. Банановые пальмы давали плоды или зеленого, или красного цвета — те самые кулинарные сорта. К слову, название «пальма» тут весьма условно. С научной точки зрения, банановое растение — это трава (даже несмотря на то что она может достигать высоты до 12 метров), а ее плоды — ягоды.

Желтые десертные бананы появились только в середине XIX века. И это был совершенно случайный поворот в истории. В 1836 году фермер с Ямайки Жан Франсуа Пужо обнаружил, что одна из пальм на его плантации «снесла» желтый плод. Он оказался сладким, и его можно было есть свеженьким, не подвергая никакой кулинарной обработке. С дерева-мутанта и начались селекционные работы.

Сегодня существует около 300 ­сортов бананов, которые делятся на три подтипа: десертные, платано (или плантано; кулинарные), декоративные с несъедобными плодами.

Наркомовский вкус

Первый банановый импорт в России появился в конце XIX века. К началу следующего столетия он ­достиг 100 тысяч тонн в год, но был ­приостановлен Первой мировой ­войной. Масштабными поставки стали только с 1938 года.

В своей книге «Так было» (вышла в свет в 1970‑х) нарком внешней торговли Анастас Микоян вспоминал: «На стол подали крупные бананы, на вид хорошие, но зеленые, видимо, не очень спелые, Сталин взял банан, попробовал и говорит мне: «Попробуй бананы, скажи свое мнение о их качестве, нравятся они тебе или нет?». Я взял банан, попробовал. На вкус он напомнил картошку, для употребления совершенно не годился».

Массовые поставки шли тогда из Китая и Вьетнама. Потом наша страна на какое‑то время раздружилась с Поднебесной, а во Вьетнаме началась война… Пришлось искать новых поставщиков. В 1970 году первые поставки сделал Эквадор, позднее к нему примкнула Колумбия.

Однако появлялся этот экзотический «привет из тропиков» только в столичных гастрономах или в универсамах городов-миллионников. А еще иногда на Крайнем Севере и на комсомольско-молодежных стройках Сибири. Для северян и сибиряков это был витаминный бонус за тяжелые зимовки. Правда, приходилось ждать, пока этот бонус дозреет, — бананы продавали зелеными.

Сегодня в Россию везут бананы из десятка стран мира. Тут и Колумбия, и Коста-Рика, и Филиппины, и Китай. В списке экспортеров также Бразилия, Вьетнам, Мексика, Таиланд. Но почти 90% импорта этих фруктов приходится на Эквадор.

Именно эту страну называют самым надежным экспортером и операторы международного фруктового рынка. В ней производство бананов считается одним из стратегических направлений экономики и тщательно регулируется государством. А это накладывает определенные рамки на особенности работы и ценообразования.

Кстати, доля Эквадора на мировом банановом рынке — 20%. Но пальма бананового первенства  — у Индии, на долю которой приходится 26% мирового производства. Дело в том, что большую часть своих бананов Индия сама же и съедает.

Немаловажным фактором, определяющим лидирующую позицию Эквадора в поставках на российский рынок, называют более плотную структуру тамошних фруктов и возможность их длительного хранения. А для рынка России с его удаленностью и большими территориями возможность длительного хранения и транспортировки имеет ключевое значение.

Уже четверть века бананы в России входят в тройку самых популярных фруктов. Если в течение теплого времени года конкуренцию им составляли сезонные плоды, то с начала декабря и до самого лета бананы становились одними из немногих фруктов, доступных массовому потребителю. Прежде всего по цене.

Так было до прошлой весны, когда эксперты и операторы рынка ­предупредили: поставки бананов в Россию будут сокращены многократно. Возможен даже дефицит.

«Вулканические» цены

Причин грядущего сокращения было две. Первая — разбушевавшийся в Андах вулкан Сангай (в переводе — «внушающий страх»). По словам очевидца: «Три извержения в минуту, камни с неба весом в тонну и толстый слой пепла, которым накрыло банановые плантации. А дальше — дождь, который вбивает камни и пепел в землю».

Причина вторая: на плантации, не пострадавшие от извержения вулкана, обрушилась другая напасть — грибок фузариум, который очень быстро распространяется и устойчив к фунгицидам.

Острого дефицита бананов в ­прошлом году не случилось. Хотя наметанный глаз покупателя наверняка заметил их периодическое отсутствие на товарных выкладках. Операторам рынка удалось увеличить закупки в тех странах, откуда бананы прежде приходили в небольших объемах.

Но и «те страны» держали нос по ­ветру: взметнули цены на свой товар. От бананового навара не отказались, понятное дело, ни оптовики, ни посредники. Своего пика цены, по данным Росстата, достигли в апреле прошлого года — 89 рублей 30 копеек за килограмм. К июню бананы слегка подешевели, однако для первого летнего месяца их стоимость 84 рубля за кило оказалась самой высокой как минимум с 2013 года.

В торговой рознице Петербурга особая картина. У нас стоимость бананов всегда чуть ниже среднероссийской. Объясняется это тем, что основная часть грузов приходит в порт Петербурга и затраты на ­доставку товара конечному потребителю не так велики, как его развозка в иные города и веси.

Петростат фиксировал такую ценовую динамику. В июне бананы в рознице подешевели на 6,5%, в июле — еще на 9,5%, в августе цена тоже снижалась. А вот в ­сентябре уже подросла на 7,7%, в ­октябре — еще на 14,2%. Потом небольшое «удешевление». И в ­прошлом месяце вновь рост: +14,7%. Сегодня бананы в Петербурге продаются в среднем по 72 рубля за килограмм. Где‑то чуть дешевле, где‑то — чуть дороже.

Реже, чем прежде, на прилавках России стали появляться красные бананы, очень капризные в плане транспортировки, но всегда привлекающие внимание потребителей своей необычностью. Также редкостью стали сахарные карликовые бананы, или бэби-бананы. И уже почти забыты так называемые яблочные бананы, тоже когда‑то присутствовавшие на наших прилавках. Вся эта экзотика дороже традиционных плодов, и операторы рынка попросту не рискуют с ними связываться. Опасаются, что спроса не будет.

Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в январе повысились на 1,2 % (с начала 2021 года — на 10,5%).

Плодоовощная продукция подорожала на 4,4%. В частности, бананы — на 14,7, морковь — на 12,2, груши — на 9,8, свекла — на 9,1, виноград — на 9,0, помидоры — на 8,2, огурцы свежие — на 4,9, капуста белокочанная — на 4,1%. При этом яблоки подешевели на 1,5%.

Выросли цены на муку пшеничную — на 5,6%, пиво — на 2,8, горох и фасоль — на 2,4, сахар-песок — на 2,3,  майонез — на 2,2,  крупы овсяные и перловые — на 2,1, шоколад — на 2,0%. Снижение цен отмечалось на конфеты мягкие, глазированные шоколадом, — на 2,8%, чай черный байховый — на 2,0, пшено —на 1,9, какао — на 1,8%.

Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах января составила 6213 рублей 91 копейку в расчете на месяц, что на 299 ­рублей 70 копеек выше, чем в декабре 2021 года.

Из непродовольственных товаров подорожали светильники потолочные и наушники беспроводные — на 3,0%, печи микроволновые — на 2,7, мебель — на 2,5, телевизоры — на 1,9%. При этом цены на меха и меховые изделия стали ниже на 9,6%, на пылесосы — на 1,5, на смартфоны — на 1,2%.

Стоимость услуг правового характера выросла на 7,7%, стоимость посещения музеев и выставок — на 5,6, проезд в городском пассажирском транспорте — на 3,8%. Проезд в поездах дальнего следования подешевел в среднем на 17,3%, санаторно-оздоровительные услуги — на 5,8, стоимость авиаперелетов — на 4,5%.


#еда #рынок #развитие #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 26 (7109) от 14.02.2022 под заголовком «Непогода в банановом раю».


Комментарии