Экспедиция «Северный полюс-42» преодолела значимый рубеж
Она стартовала год назад. Благодаря сложной логистической операции, которая благополучно завершена, удалось обновить там команду ученых. А их научный лагерь перебазирован на другую льдину, находящуюся в 430 км от прежней. Полярники подняли над ним флаг, и начался второй этап дрейфа.
ФОТО Pixabay
Новая смена полярников прибыла туда на борту научно-экспедиционного судна (НЭС) «Академик Трешников». Его экипаж также доставил к месту работ около 50 тонн грузов. Это свежие продукты, топливо, научное оборудование и посылки, которые участникам экспедиции отправили их близкие. Встреча судна и станции произошла в 300 км от географического Северного полюса, где тогда дрейфовала вместе со «своей» льдиной одноименная плавучая обсерватория (ледостойкая самодвижущаяся платформа, ЛСП).
«Наблюдатель» под студеной водой. Получены новые материалы о природной среде Северного Ледовитого океанаПетербургские ученые, члены экспедиционных команд, проводят во льдах большой комплекс исследований, связанных с изменениями климата, изучением океанских течений и т. д. Раньше такие исследования проходили на подходящих по размерам дрейфующих льдинах, но из‑за глобального потепления в высоких широтах их становится меньше. А с 2022 года, когда петербургские корабелы передали институту свое детище, ЛСП «Северный полюс», ученые стали использовать этот особый ледокол, не имеющий в мире аналогов. Программа научных работ в ходе экспедиции «Северный полюс-42» включает свыше 50 видов исследований и наблюдений, которые выполняются как с борта судна, так и в научном ледовом лагере…
Когда «Академик Трешников» освободился от груза, экипаж платформы подготовил оборудование к плаванию (кроме главного двигателя мощностью 4,2 тыс. кВт она имеет аварийный и три вспомогательных дизель-генератора). После чего оба арктических судна двинулись к новому ледовому полю, которое помогли выбрать аэроснимки. А экипаж вертолета Ми-8 красноярской авиакомпании, имеющий большой опыт работы во льдах, оказал им поддержку.
«Несмотря на сложные погодные условия и удаленность от материка, все задачи удалось выполнить безупречно, — рассказал Кирилл Фильчук, заместитель начальника Высокоширотной арктической экспедиции института. — Были опасения, что не сможем пробиться к дрейфующей станции через тяжелые льды и придется доставлять грузы и смену полярников (ученых и судовой экипаж) вертолетами. Но этого не произошло: сравнительно легко добрались до станции, с первого раза при помощи воздушной разведки выбрали новое ледовое поле и по возможности быстро перебазировали платформу».
Новый ледовый массив площадью 36 кв. км и толщиной от полуметра до двух метров станет для полярников очередным пристанищем до весны 2026‑го. Он напоминает по форме громадный квадрат с обтесанными углами размером шесть на шесть километров, отметил Александр Ипатов, начальник дрейфующей экспедиции «Северный полюс-42». Полярники уже развернули там научное оборудование и возобновили свои наблюдения.
«Впервые в истории научных исследований в Арктике дрейфующая станция была перенесена на столь значительное расстояние, — подчеркнул директор ААНИИ Александр Макаров. — Эта беспрецедентная по сложности операция в очередной раз продемонстрировала успешную командную работу полярников, ученых, пилотов и моряков. Возобновить работу дрейфующих экспедиций и долгосрочные исследования в высоких широтах, конечно, помогла ЛСП. А применение новых технологий и накопленный опыт расширили возможности по передислокации станций, позволив нам фактически корректировать траекторию дрейфа».
Следующим шагом в этом направлении станет создание в приполюсном районе сезонной ледовой базы, добавил глава института. Она обеспечит надежную логистическую поддержку станций, находящихся в дрейфе…
Между тем за все время пути, с октября 2024‑го, дрейфующая станция «Северный полюс-42» удалилась от точки старта на огромное расстояние, пройдя в общей сложности около 3,5 тыс. км.
Траектория ее движения была выбрана таким образом, чтобы ученые смогли побывать и провести исследования там, куда экспедиции добираются крайне редко. Так, ученые собрали с помощью современных методик новые геологические материалы в районе малоизученного хребта Альфа, крупного вулканического поднятия на дне Северного Ледовитого океана. Эти данные показывают повышенное содержание там метана и свидетельствует о миграции углеводородных газов в некоторых областях хребта, рассказали ученые.
Полярники собрали также материалы для проведения фундаментальных палеоклиматических исследований. Некоторые эксперименты, связанные с измерением силы тяжести Земли в дрейфующих льдах Центральной Арктики, ученые проводили впервые в мире. Продолжаются также климатические исследования. Новые данные, полученные в ходе очередной экспедиции, обнадеживают. Резкое сокращение летнего ледяного покрова в высоких широтах, говорят ученые, пока не привело к необратимым изменениям в других компонентах арктической климатической системы.
Читайте также:
Специалисты ОСК продемонстрировали свои достижения в сфере цифровой трансформации отрасли
Педагоги и школьники Петербурга отправились к Северному полюсу на «Ледоколе знаний»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (7995) от 18.09.2025 под заголовком «Дрейф громадного «квадрата»».




Комментарии