Экспедиция «Северный полюс-42» преодолела значимый рубеж

Она стартовала год назад. Благодаря сложной логистической операции, которая благополучно завершена, удалось обновить там команду ученых. А их научный лагерь перебазирован на другую льдину, находящуюся в 430 км от прежней. Полярники подняли над ним флаг, и начался второй этап дрейфа.

Экспедиция «Северный полюс-42» преодолела значимый рубеж | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Новая смена полярников прибыла туда на борту научно-экспедиционного судна (НЭС) «Академик Трешников». Его экипаж также доставил к месту работ около 50 тонн грузов. Это свежие продукты, топливо, научное оборудование и посылки, которые участникам экспедиции отправили их близкие. Встреча судна и станции произошла в 300 км от географического Северного полюса, где тогда дрейфовала вместе со «своей» льдиной одноименная плавучая обсерватория (ледостойкая самодвижущаяся платформа, ЛСП).

Петербургские ученые, члены экспедиционных команд, проводят во льдах большой комплекс исследований, связанных с изменениями климата, изучением океанских течений и т. д. Раньше такие исследования проходили на подходящих по размерам дрейфующих льдинах, но из‑за глобального потепления в высоких широтах их становится меньше. А с 2022 года, когда петербургские корабелы передали институту свое детище, ЛСП «Северный полюс», ученые стали использовать этот особый ледокол, не имеющий в мире аналогов. Программа научных работ в ходе экспедиции «Северный полюс-42» включает свыше 50 видов исследований и наблюдений, которые выполняются как с борта судна, так и в научном ледовом лагере…

Когда «Академик Трешников» освободился от груза, экипаж платформы подготовил оборудование к плаванию (кроме главного двигателя мощностью 4,2 тыс. кВт она имеет аварийный и три вспомогательных дизель-генератора). После чего оба арктических судна двинулись к новому ледовому полю, которое помогли выбрать аэроснимки. А экипаж вертолета Ми-8 красноярской авиакомпании, имеющий большой опыт работы во льдах, оказал им поддержку.

«Несмотря на сложные погодные условия и удаленность от материка, все задачи удалось выполнить безупречно, — рассказал Кирилл Фильчук, заместитель начальника Высокоширотной арктической экспедиции института. — Были опасения, что не сможем пробиться к дрейфующей станции через тяжелые льды и придется доставлять грузы и смену полярников (ученых и судовой экипаж) вертолетами. Но этого не произошло: сравнительно легко добрались до станции, с первого раза при помощи воздушной разведки выбрали новое ледовое поле и по возможности быстро перебазировали платформу».

Новый ледовый массив площадью 36 кв. км и толщиной от полуметра до двух метров станет для полярников очередным пристанищем до весны 2026‑го. Он напоминает по форме громадный квадрат с обтесанными углами размером шесть на шесть километ­ров, отметил Александр Ипатов, начальник дрейфующей экспедиции «Северный полюс-42». Полярники уже развернули там научное оборудование и возобновили свои наблюдения.

«Впервые в истории научных исследований в Арктике дрейфующая станция была перенесена на столь значительное расстояние, — подчеркнул директор ­ААНИИ Александр Макаров. — Эта беспрецедентная по сложности операция в очередной раз продемонстрировала успешную командную работу полярников, ученых, пилотов и моряков. Возобновить работу дрейфующих экспедиций и долгосрочные исследования в высоких широтах, конечно, помогла ЛСП. А применение новых технологий и накопленный опыт расширили возможности по передислокации станций, позволив нам фактически корректировать траекторию дрейфа».

Следующим шагом в этом направлении станет создание в приполюсном районе сезонной ледовой базы, добавил глава института. Она обеспечит надежную логистическую поддержку станций, находящихся в дрейфе…

Между тем за все время пути, с октября 2024‑го, дрейфующая станция «Северный полюс-42» удалилась от точки старта на огромное расстояние, пройдя в общей сложности около 3,5 тыс. км.

Траектория ее движения была выбрана таким образом, чтобы ученые смогли побывать и провес­ти исследования там, куда экспедиции добираются крайне редко. Так, ученые собрали с помощью современных методик новые геологические материалы в районе малоизученного хребта Альфа, крупного вулканического поднятия на дне Северного Ледовитого океана. Эти данные показывают повышенное содержание там метана и свидетельствует о миграции углеводородных газов в некоторых областях хребта, рассказали ученые.

Полярники собрали также материалы для проведения фундаментальных палеоклиматических исследований. Некоторые эксперименты, связанные с измерением силы тяжести Земли в дрейфующих льдах Центральной Арктики, ученые проводили впервые в мире. Продолжаются также климатические исследования. Новые данные, полученные в ходе очередной экспедиции, обнадеживают. Резкое сокращение летнего ледяного покрова в высоких широтах, говорят ученые, пока не привело к необратимым изменениям в других компонентах арктической климатической системы.

Читайте также: 

Специалисты ОСК продемонстрировали свои достижения в сфере цифровой трансформации отрасли

Педагоги и школьники Петербурга отправились к Северному полюсу на «Ледоколе знаний»


#Экспедиция #«Северный полюс-42» #рубеж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (7995) от 18.09.2025 под заголовком «Дрейф громадного «квадрата»».


Комментарии