Самые экологичные музыканты в мире выступили в Петербурге
Почтеннейшая публика Большого зала Филармонии, слушая недавно Сибелиуса в исполнении симфонического оркестра Лахти, вряд ли имела понятие, что внимает самому экологичному коллективу музыкантов в мире. И в нем есть наши люди.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Они уже привыкли к шуткам вроде «А как вам удается снизить углеродные выбросы?», «А вы что, выдыхаете через раз?», «А каково вашим духовикам?». Отвечают с финской невозмутимостью: дышат нормально, просто вся деятельность симфонического оркестра от и до обсчитана с экологической точки зрения - сколько электричества жгут, сколько воды льют, каким транспортом пользуются.
Приезд в Петербург был экологичен - добирались на «Аллегро»; на работу ездят на велосипедах.
Солистом в оркестре - скрипач Илья Грингольц. Окончил ленинградскую музшколу № 11, в свое время был самым молодым победителем Международного конкурса имени Паганини в Генуе, а вообще востребован так, что в Лахти на репетицию предстоящего петербургского концерта прибыл прямиком из Австралии. Финны его знают уже четверть века, притом что ему 36 лет: приехал в страну на музыкальные сборы в 10 лет, а в 11 уже исполнял вполне себе взрослую партию вместе с симфоническим оркестром.
Главный дирижер в оркестре тоже наш, Дмитрий Слободенюк. Ему за сорок, но его так и называют Дима: москвич Слободенюк переехал вместе с семьей в Финляндию еще подростком Димой, так и закрепилось. На него тоже в мире спрос: дебютировал как дирижер с Берлинским филармоническим оркестром, предстоит выступление с Оркестром Амстердама.
- У нас еще один русский музыкант, альтист Олег Ларионов, кажется, тоже из Петербурга, - говорит генеральный менеджер оркестра Теему Кирьонен.
В Лахти этих музыкантов все знают, и не потому, что жителей всего сто тысяч с небольшим, а потому, что почти нет шансов не узнать. В Финляндии есть проект «Привет, мы сочиняем музыку!»: музыканты посещают детсады и школы (не музыкальные, обычные), помогают детям придумать произведение, а потом его исполняют. Или вот еще позаимствовали идею у немцев - проект «Погружение в оркестр»: публику рассаживают вперемежку с оркестрантами, чтобы дать почувствовать, как музыкант слышит исполнение, так сказать, «изнутри». На такой концерт из любопытства приходят и те, кто вообще-то в лахтинский зал Сибелиуса не ходок.
Кстати, процент от продажи билетов идет на экологические проекты, так что и публика, получается, «привержена».
Интересно, что в то же самое время, что у нас гостил самый экологичный оркестр, в Петербурге пребывало вообще чуть ли не все руководство Лахти и тоже обсуждало экологические вопросы с нашими властями.
Новый мэр Пекка Тимонен осведомил Смольный: вполне возможно, через три года «зеленая столица» Европы будет в 2,5 часа езды от Петербурга. Собственно, в Лахти.
Город участвует в состязании за этот титул третий раз, но сначала уступил Осло (столица Норвегии станет «зеленой столицей» Европы в 2019 году), а потом - Лиссабону (соответственно, «зеленая столица-2020»). И если с победой норвежцев финны как-то смирились («там интересные транспортные решения, хотят весь центр города сделать безавтомобильным»), то к португальцам взревновали («не знаем, почему они победили; Лахти лучше!»). И еще пуще принялись внедрять всевозможные экомеры.
Стремятся, например, довести утилизацию твердых бытовых отходов до 100%; сейчас «только» 96%, и Хейни Мойсио, глава департамента по связям с общественностью администрации Лахти, сетует: это все потому, что есть не очень сознательные горожане, которые не до конца понимают значимость вторичной переработки. У самой Хейни дома семь контейнеров для раздельного сбора мусора.
Кроме того, мэр Пекка Тимонен сообщил петербургским властям о проекте, который должен вдохновить тех петербуржцев, которые вылетают в другие страны из аэропорта Хельсинки. Сейчас россияне добираются до аэропорта с пересадкой на станции Тиккурила, а финны подумывают несколько изменить трассу, «чтобы пассажирам из Петербурга было удобно на поезде приехать прямо в аэропорт, и тогда вся дорога займет три часа», говорит Хейни Мойсио.
Это не ближняя перспектива и к статусу «зеленой столицы» отношения не имеет, но поскольку поезда более-менее экологичный вид транспорта, то тоже пойдет в копилку.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (6305) от 22.10.2018 под заголовком «Экологично музицируют».
Комментарии