«Ехать на нем нисколько не страшно». Москвичам понравились поездки на беспилотном трамвае
Всего две недели прошло с запуска в столице первого беспилотного трамвая, а ощущение, что он тут ходил всегда. К такому выводу пришла корреспондент «РГ» Дарья БЛИНОВА, прокатившись по маршруту № 10 «Станция метро «Щукинская» — улица Кулакова» и пообщавшись с его постоянными пассажирами.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Сейчас таких трамваев в Москве уже три, к концу года добавится еще столько же. Маршрут короткий, но очень живописный. Трамвай идет по Строгинскому мосту с историческим маяком и мимо Строгинского затона, где на закате выходят в плавание маленькие парусники. «Я сразу заметил, что трамвай — беспилотник, — делится студент, будущий инженер Андрей Гофштейн. — На конечной он без остановки развернулся и пошел обратно. Нет водителя, не нужен и перерыв. Пассажирам удобно, ждать не нужно».
Еще одна пассажирка Анна Пулина живет в соседнем районе. Она приехала сюда специально покататься на беспилотнике, всю дорогу ищет отличия. Отличий же на самом деле почти нет. Многие пассажиры даже не обращают внимания на надпись на борту вагона: «Это беспилотный трамвай».
В вагоне, правда, сидит сотрудник трамвайного управления. Дело в том, что пока в законодательстве России беспилотного транспорта нет. Однако сотрудник осуществляет визуальный контроль, а в управление не вмешивается. Сейчас правительство Москвы ведет работу с Минтрансом России по внесению изменений в законодательство.
Автоматическое движение трамвая осуществляют искусственный интеллект и специальная программа, разработанная московским Центром исследования и разработки беспилотного транспорта. Чисто технически беспилотный вагон способен ехать и без контроля: он оснащен лидарами, радарами и камерами, умеет сам анализировать ситуацию на дорогах. Лидары обеспечивают обзор, радары помогают ориентироваться в плохую погоду и оценивать скорость других участников движения, а камеры определяют, что за объект перед трамваем. Технология беспилотного управления — это шесть систем, которые общаются между собой и передают полученную информацию. Ее разрабатывали и тестировали с 2023 года, а первый этап движения стартовал в мае 2024-го.
Сначала трамвай «учился» передвигаться в депо, затем начал совершать поездки по ночному городу под контролем водителя и только потом поехал с пассажирами. «Этот этап стал возможен благодаря принятию правительством России экспериментального правового режима для запуска беспилотного транспорта.
Разработчики уверены: внедрение беспилотников несет множество плюсов. Они не нарушают точность расписания, надежны в работе. Им не нужны водители, которых в Москве дефицит, требуются только контролеры. Сейчас беспилотных трамваев ходит по Москве три, еще три добавится до конца 2025 года. К концу 2026 года станет уже 15, а к 2030‑му — 300, что составит две трети столичного парка, включая все 10 маршрутов Краснопресненского трамвайного депо. «А к 2035 году около 90 % трамваев столицы будут работать на беспилотных технологиях», — заявил заммэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.
Читайте также:
По свежему асфальту. На Благовещенском мосту стартовал второй этап ремонта
Мосты связали лентой. В Петербурге обновили дорожное полотно на семи транспортных объектах
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (7999) от 24.09.2025 под заголовком ««Ехать на нем нисколько не страшно»».





Комментарии