ЕГЭ: мобилизация и апелляции. Подведены первые итоги экзаменов

Город подводит предварительные итоги самой экзотичной экзаменационной кампании. Втрое меньше стобалльных работ по химии – но больше высокобалльных; рекордно мало апелляций по порядку проведения ЕГЭ – и рекордно много по оценкам. В ТАСС вчера подводили итоги – предварительными их называют только потому, что еще идет дополнительный период сдачи, но в целом все понятно.

ЕГЭ: мобилизация и апелляции. Подведены первые итоги экзаменов | Фото: пресс-служба Смольного

Фото: пресс-служба Смольного

Две особенности ЕГЭ-2020 напомнила Ирина Асланян, председатель Государственной экзаменационной комиссии Петербурга, врио председателя комитета по образованию (напомним, прежняя глава комитета Жанна Воробьева стала спецпредставителем губернатора).

Первая – ЕГЭ не был выпускным: в школьных аттестатах поставили годовые оценки, экзамен сдавали только те, кто собирается в вуз. В результате 5 тысяч заявившихся выпускников этого года и прошлых лет сдавать не стали: либо решили пойти в учреждения среднего профобразования, либо год переждать.

Вторая – беспрецедентный характер сдачи. Впервые среди причастных к процедуре фигурировал Роспотребнадзор (о противовирусных мерах мы не раз писали).

– Не было ни одного случая, когда при термометрии у кого-то была повышенная температура и он не был допущен, – сообщает Ирина Асланян. По ее словам, лишь у одной барышни температура оказалась «чуть выше нормы», были сданы анализы – оказалось, с ковидом не связано, и выпускница втянулась в ЕГЭ-кампанию.

Тревожил перенос сроков ЕГЭ, добавляет директор Губернаторского лицея № 30 Алексей Третьяков: вроде бы больше времени на подготовку, но могли и «перегореть».

– Учителя до последнего дня консультировали. Я в этом году не только директор, но и сам учитель математики 11-го класса, мы и накануне экзамена с ребятами все обсуждали.

Из 12 выпускников-стобалльников «Тридцатки» один – из класса Третьякова.

В городе сбоев при проведении ЕГЭ не было, сообщают в комитете. Результаты высокие: практически по всем предметам средний балл – выше среднего по стране. Всего 627 стобалльных работ, это на 64 больше, чем в прошлом году, и, подчеркивает комитет, они не сконцентрированы в «крутых» школах: в этом году своими стобалльниками гордятся 248 школ (в прошлом году – 217).

У 46 выпускников 100 баллов по нескольким предметам, из них у двух – по трем. Примечательно, что оба «трехстошника» – выпускники главных физматов, Президентского № 239 (Кирилл Кондратюк) и Губернаторского № 30 (Леонид Петров), у обоих джентльменский набор «математика, информатика, физика».

Лучше по сравнению с прошлым годом результаты по истории, географии, обществознанию и литературе. За литературу радуются особенно: раньше «литературоцентричный» вообще-то Петербург не очень впечатлял успехами в этом предмете.

Председатель предметной комиссии по литературе Татьяна Зазнобина, правда, напоминает: и прошлогодний результат был неплох, 85 «стошников», в этом – 106, а если считать высокобалльные результаты (от 80 баллов), то у предмета второе место после русского: 935 (в прошлом году – 604). В прошлом году 161 выпускник не набрал минимальный балл по литературе, с которым можно пытаться штурмовать вузы – в этом году непреуспевших вдвое меньше.

На нарушение порядка проведения экзамена – только одна жалоба. И ту после рассмотрения не удовлетворили, сообщает директор Центра оценки качества образования и информационных технологий, зампред конфликтной комиссии Петербурга Александр Федосов. Зато апелляций по баллам – пожалуй, как никогда: 1911, по всем предметам, кроме биологии и иняза.

– Это не плохо или хорошо, это объективно, – считает Александр Федосов. Впрочем, апелляционную активность он объясняет и тем, что в этом году упростилась возможность подачи претензии: в онлайне, в течение минуты. И рассмотрение жалобы происходило в районных пунктах.

Важно, полагает Федосов, не количество апелляций, а результат их рассмотрения. Тут возможны три варианта: комиссия оставляет прежнюю оценку; улучшает; понижает (могут всплыть не замеченные ранее оплошности). Из почти 2 тысяч поданных апелляций удовлетворено (в плюс или минус) 470.

Можно подумать, почти четверть – многовато, но это почти вдвое меньше, чем в прошлые годы. Что, по словам Федосова, говорит об изначально «очень высоком качестве проверки». Апелляций из-за технических ошибок (например, машина «не так» прочитала ответ) – 36, это в три-четыре раза меньше, чем в предыдущие годы.

Успехи петербургской ЕГЭ-кампании объясняют так: дополнительные часы на подготовку, повышение квалификации и «всеобщая мобилизованность». Но общественность, по традиции, радуется с примесью скепсиса. Активно гуляют версии о более легких заданиях в этом году. Ирина Асланян парирует, напоминая о довольно шумном деле с ЕГЭ по химии: в некоторых регионах задания показались неоправданно сложными и даже была запущена петиция с требованием отменить результаты.

В Петербурге стобалльников по химии действительно втрое меньше, чем в прошлом году. Однако высокий балл получила каждая шестая работа.

– Средний балл по химии сопоставим с прошлогодним и почти на один балл выше среднего по России, – отмечает Ирина Асланян.

Выбирать в конкретный год задания для ЕГЭ и распределять их по регионам – полномочия Рособрнадзора и подведомственных учреждений (в частности, ФИПИ, Федерального института педагогических измерений).

– Мы получаем варианты на дисках, с отдельным ключом, материалы вскрываются в аудитории в присутствии ребят, и никто больше их не видит, кроме выпускников и организаторов экзамена. Мы не можем выбирать варианты сложнее или легче, – поясняет Ирина Асланян.

Самые популярные предметы «по выбору» («выборным» в этом году был, например, и прежде обязательный русский) – русский, математика (в этом году сдавали только «вузовскую», профильную), обществознание, физика, литература и иняз. Наименее выбираемые – тоже по традиции – химия и биология: они нужны в медвузах и вузах с естественно-научными направлениями, а в Петербурге, очевидно, если и стремятся в науку, то больше в математику с информатикой и физикой.

Нарушителей в этом году (тех, кто пронес мобильник или другую «подмогу») – пятеро. Согласно правилам, все они смогут пересдать только в будущем году.

#ЕГЭ #экзамены

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (6736) от 07.08.2020 под заголовком «ЕГЭ: мобилизация и апелляции».


Комментарии