Эффект закрытого неба. Как скажутся санкции на российской авиации?

С нуля часов 6 марта Росавиция рекомендовала приостановить перевозку пассажиров и грузов из России за рубеж самолетами, находящимися под риском ареста. И все крупные российские авиаперевозчики совету вняли, фактически отказавшись от полетов не только в Европу, но и по всему миру. Но сейчас главное не куда летать, а на чем. Фон для деятельности российской авиации создан неблагоприятный. Почти вся Европа, а также США и Канада закрыли небо. Три ведущих мировых изготовителя лайнеров отказались от поставок запчастей и технического обслуживания лайнеров российских авиакомпаний. А владельцы сотен самолетов, находящихся в России в лизинге, потребовали вернуть их хозяевам.

Эффект закрытого неба. Как скажутся санкции на российской авиации? | Фото Сергея Карпухина/ТАСС

Фото Сергея Карпухина/ТАСС

Стоять или лететь

Несмотря на то что в лизинге (т. е. во временном использовании на определенных условиях) у международных компаний находится более половины всего воздушного флота РФ, самой большой проблемой для нашей авиации может оказаться такая «мелочь», как запрет на поставку запчастей и техническое обслуживание.

По данным агентства Cirium, как уже писали «Санкт-Петербургские ведомости», из 980 эксплуатируемых в стране пассажирских лайнеров в лизинге находятся без малого пять сотен. Вопрос поставлен ребром: европейские лизингодатели до 28 марта требуют вернуть лайнеры. Либо, как вариант, авиакомпании РФ должны их выкупить — речь идет о сумме до $ 12 млрд, поскольку каждый самолет тянет на сумму до $ 100 млн. Проблема обсуждалась на встрече топ-менеджеров перевозчиков с замминистра транспорта Игорем Чаликом. И, возможно, государство фактически пойдет на национализацию авиапарка. Во всяком случае по «Аэрофлоту» с его «дочками» «Победой» и «Россией», т. к. в этой группе компаний ему принадлежит 57,3 % акций. Остальные — частные. И, соответственно, теоретически должны решать вопрос сами. По оценке исполнительного директора агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, для спасения отрасли выходом стало бы создание госструктуры, которая объединила все активы или большую их часть в единое целое. «Независимым игрокам, за которыми не стоят регионы, крупные финансово-промышленные группы или туристические гиганты, выжить будет сложно», — считает Пантелеев.

Смогут ли лизингодатели забрать свои самолеты из России? Вряд ли. Как только лайнер в аэропорту перейдет в иностранные руки и фактически окажется под зарубежной юрисдикцией, лететь через небо РФ не сможет — запрещено. И окажется, что самолет владельцу вернули, но поднять его в воздух нельзя. И хозяевам придется сполна платить за стоянку, охрану и т. д. «Для российской авиации ситуация складывается крайне сложная, — считает Олег Пантелеев. — Но если кто‑то из‑за рубежа станет действовать предельно жестко, нужно оставлять самолеты здесь — пусть предъявляют претензии своему правительству».

По словам председателя Европейской ассоциации лизинговых компаний Фила Сеймура, требующие расторжения контрактов европейцы должны будут выплатить российской стороне и штрафы, способные одномоментно превратить их в банкротов. И трезвый финансовый расчет может возобладать над политическим.

Нельзя исключать и соображения конкуренции. Ведь в последние годы репутация американского производителя Boeing из‑за ряда скандалов была подмочена — европейский Airbus стал его обходить. Может быть, поэтому американцы ввели запрет только на поставку запчастей и техобслуживание, а собственно лайнеры пока не трогают.

Дьявол кроется в деталях

Впрочем, запрет на поставку запчастей и техобслуживание лайнеров, а также связанный с ними отказ от страхования машин — это тоже проблема.

Да, у «Аэрофлота» или «Победы» самолеты новые — большая часть парка не старше 2 – 3 лет. Но кое‑что менять все равно надо, и «каннибализация» (разбор отдельных самолетов на запчасти ради других) лишь отсрочит решение проблемы. А любой просроченный «техосмотр» приведет к тому, что даже новый лайнер поставят на прикол. Во всяком случае вылететь за рубеж России он не сможет — арестуют. Как считает эксперт из Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Александр Фридлянд, именно этот фактор может быстро привести к тому, что летать нам станет не на чем. Ведь если нет запчастей и своевременного ­техобслуживания — не будет и страховок. А без них в воздух никто не пустит.

Можем ли мы обойтись без зарубежных лайнеров? Нет. В свободном доступе у наших перевозчиков чуть больше 200 самолетов, на которые не могут быть распространены ограничения. Из них около полутора сотен лайнеров Sukhoi Superjet — только у «России» их без малого 70. Но машины SSJ-100 тоже наполовину состоят из зарубежных комплектующих. И если запчастей не будет — приземлятся они так же быстро, как «Эйрбасы» и «Боинги».

Увы, ни перспективный МС-21, ни SSJ-100 new нашего производства даже завтра заменить импортные машины не смогут. Ведь, по экспертным оценкам, на запуск производства всех видов самолетов в нужном для авиакомпаний количестве российскому авиапрому нужно не менее двух лет. Например, российский двигатель ПД-8, необходимый для импортозамещенной версии SSJ 100, планируется сертифицировать лишь через 12–14 месяцев.

Кто‑то теряет, кто‑то — находит

Вместе с тем взаимное закрытие воздушного пространства уже привело к проблемам не только в России. В минусе авиакомпании, которые активно использовали для своих перелетов небо РФ. Так, Finnair, прежде организовавшая множество маршрутов из Финляндии в КНР и страны Юго-Восточной Азии, отправляет в вынужденный неоплачиваемый отпуск часть пилотов и бортпроводников: летать в обход России экономически невыгодно. В итоге на горизонте перевозчику грозит банкротство.

Есть и выгодоприобретатели. В первую очередь — китайские перевозчики, которые благодаря возможности летать через «воздух» России смогут вытеснить с рынка ставших неконкурентоспособными европейцев: лететь из Лондона в Китай или Таиланд напрямую куда выгоднее, чем в обход России.

А такие компании, как Air Serbia и Turkish Airlines, на 100 % воспользовались отказом своих стран поддержать санкции против РФ. Сербы, в частности, вдвое увеличили частоту полетов из Москвы в Белград и поставили на маршрут лайнер максимальной вместимости, прежде летавший в Нью-Йорк. Турки сделали то же из обеих российских столиц: вместо самолетов на 180 пассажиров на линиях работают лайнеры Boeing 777 и Airbus A330 вместимостью до 400 человек. И даже организовали новый маршрут между Стамбулом и Екатеринбургом.

На чужих крыльях

Означает ли рекомендация с 6 марта не выпускать за рубеж лизинговые самолеты закрытие заграницы и фактически полную остановку зарубежного туризма? Не совсем.

Как и в дипломатии, на авиационном рынке всегда соблюдается принцип паритетности: на одном и том же маршруте обычно летает равное количество российских и зарубежных перевозчиков. И если теперь «Аэрофлот» на своих лизинговых воздушных судах не сможет летать в Стамбул или куда‑либо еще, перевозку пассажиров усилит партнер. Тот же Turkish Airlines. К тому же самолеты, не находящиеся в лизинге (т. е. те, что уже в собственности у российских авиакомпаний), не полетят только в страны с закрытым для нас воздушным пространством — а в остальные могут летать без оглядки. Если документы в порядке.

Например, компания Red Wings, располагающая парком в полтора десятка SSJ-100, уже заявила о сохранении целого ряда маршрутов за границу.

Что касается туризма, здесь на плаву нам помогут удержаться самолеты чартерных перевозчиков, которые в основном находятся в собственности управляющих ими компаний. Да, они не такие новые — некоторым лайнерам больше 15 (и даже 20) лет. Но тем не менее они «на крыле» и способны хотя бы временно взять на себя часть перевозки туристов. Правда, им тоже нужны запчасти и техобслуживание. Не случайно большая часть крупных туроператоров страны попросту остановила как реализацию путевок, так и полеты своих лайнеров за границу. И ищет возможности их использования внутри страны.

При этом главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов полагает, что выжить российской авиации поможет опыт работы в разгар пандемии, когда полеты за рубеж были тоже остановлены.

В настоящее время россиянам по‑прежнему доступны 17 стран мира, в которые есть прямые рейсы. В их числе Турция и ОАЭ, Бахрейн и Армения, Катар и Иордания, Израиль и Марокко, Иран и Ирак, Венесуэла и Сербия, Шри-Ланка и Монголия. А еще напрямую мы можем улететь в Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию и Эфиопию — во все эти государства имеется перевозка зарубежными авиакомпаниями.

КСТАТИ 

В минувшую пятницу Госдума во втором и третьем чтениях приняла закон о поддержке транспортной отрасли РФ в условиях санкций. Он предусматривает возможность регистрировать в России права на лизинговые самолеты, выдавая российские сертификаты летной годности отечественным перевозчикам. Страховать лайнеры и двигатели тоже предполагается «в российских организациях на условиях, эквивалентных предусмотренным договором». Решение позволит сохранить парк иностранных воздушных судов в РФ и даст возможность эксплуатировать их на внутренних линиях.


#авиация #самолеты #санкции

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 44 (7127) от 14.03.2022 под заголовком «Эффект закрытого неба».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.