Дыра в кармане государства. Реализация нацпроектов нередко сопровождается нарушениями
Учитывая значимость реализации национальных проектов для развития общества, а также размеры выделяемых на это бюджетных средств, совершенствование государственного контроля их целевого использования представляется первостепенной задачей. Одним из механизмов ее решения выступает прокурорский надзор. Ежегодно органами прокуратуры РФ в этой сфере выявляется в среднем 59 441 нарушение законодательства. Самыми распространенными из них остаются нецелевое использование бюджетных средств и нарушение условий госконтрактов.
ФОТО Scott Graham on Unsplash
Лидирует «Демография»
По данным Генпрокуратуры РФ, в 2022 году в рамках надзора за реализацией нацпроектов выявлено почти 72 тыс. нарушений, принято более 43 тыс. актов реагирования по их устранению. К дисциплинарной и административной ответственности привлечены свыше 20 тыс. виновных.
В данной сфере зарегистрировано 2852 преступления, что на 33,5 % больше, чем в 2021 г. По материалам, направленным прокурорами, возбуждено 639 уголовных дел о хищениях бюджетных средств в размере свыше 1 млрд руб.
В то же время удельный вес преступлений коррупционной направленности в общем количестве выявленных преступлений, связанных с реализацией национальных проектов, по сравнению с 2021 г. заметно сократился, составив 35,9 %.
Ежегодно наибольшее количество преступлений регистрируется в сфере реализации нацпроекта «Демография». Так, в 2022 г. их количество составило 1990 (69,8 % от общего числа), в 2021‑м — 1185. Значительное число преступлений ежегодно регистрируется также в сфере реализации нацпроектов «Жилье и городская среда», «Образование», «Здравоохранение».
Постоянно растет и размер причиненного материального ущерба по оконченным уголовным делам о преступлениях в сфере реализации приоритетных нацпроектов. Так, в 2022 г. он составил 2,5 млрд руб. — в два раза больше, чем в 2021‑м. Одно из самых громких дел — в отношении мошенников, которые, используя проект «Пушкинская карта», похитили более 200 млн руб. «путем организации массового приобретения билетов без цели надлежащего проведения соответствующих культурных мероприятий».
Борьба спустя рукава
Необходимо отметить, что преступность в сфере реализации приоритетных национальных проектов отличается высокой степенью латентности.
Анализ практики показывает: выявляются в большинстве своем малозначительные преступные деяния в рассматриваемой сфере. Так, например, при реализации нацпроекта «Демография», который лидирует по количеству зарегистрированных преступлений, самыми распространенными остаются мошенничества с использованием средств материнского капитала. Также к числу типичных выявляемых преступлений можно отнести деяния, связанные с получением денежных средств за фактически не оказываемые услуги по переобучению и повышению квалификации граждан специализированными организациями, проведение медицинских осмотров и т. д.
Как свидетельствует практика прокурорского надзора, основные нарушения в сфере реализации нацпроектов связаны с недостатками при выполнении работ посредническими организациями, с привлечением фирм-однодневок, не имеющих достаточных производственных мощностей, технологического оборудования и трудовых ресурсов, а также с привлечением аффилированных лиц.
Практически во всех регионах РФ прокурорами отмечается ненадлежащая реализация мероприятий, связанных с использованием выделенных бюджетных средств, нарушения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
В то же время, несмотря на активизацию деятельности правоохранительных органов по противодействию преступности в сфере реализации приоритетных нацпроектов, ее эффективность недостаточна.
Проверки фиксируют пробелы в работе по делам оперативного учета, прежде всего направленной на установление имущества, полученного преступным путем. Вызывает нарекания и работа органов предварительного расследования. Широко распространена практика вынесения по результатам процессуальных проверок и предварительного расследования незаконных постановлений, количество которых ежегодно увеличивается.
Следует отчасти поддержать мнение экспертов: масштабы коррупции в сфере реализации нацпроектов говорят о недостаточности имеющихся в уголовном законе репрессивных средств.
Поможет коллективный разум?
Определение рисков недостижения целей и задач отдельных мероприятий в рамках нацпроектов осуществляется межведомственными рабочими группами, в которые входят представители прокуратуры, ФСБ, МВД, Контрольно-счетной палаты, УФК, УФНС, а также органов исполнительной власти.
Так, в рамках межведомственного взаимодействия проводятся проверки предоставляемых МРУ Росфинмониторинга сведений о совершении сомнительных финансовых операций с использованием бюджетных средств, выделенных на реализацию нацпроектов.
На системной основе производится сбор и анализ сведений о схемах кооперации при выполнении государственных и муниципальных контрактов. Осуществляется проверка наличия среди контрагентов организаций, не имеющих необходимой материальной базы и трудовых ресурсов для исполнения их условий, фирм-однодневок, аффилированных с заказчиком юридических и физических лиц, получения налоговых вычетов. Реализуется мониторинг публикаций в СМИ и сети Интернет, а также обмен необходимой информацией с органами государственной власти, местного самоуправления и правоохранительными органами.
В рамках этой деятельности организованы формирование и актуализация перечней объектов нацпроектов. Ведется реестр учета поступивших в правоохранительные органы сообщений и заявлений о преступлениях в данной сфере. На основе полученных сведений формируются регулярные отчеты о проделанной работе.
Признаки преступных деяний преимущественно выявляются прокурорами в ходе осуществления надзора за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и т. д.
К сожалению, на фоне активной позиции прокуратуры можно отметить далеко не всегда своевременное и целенаправленное оперативное сопровождение. Нередко это связано с незнанием оснований получения субсидий, направляемых для реализации нацпроектов. Вопрос об уголовном преследовании также не инициируется в связи со сложностью правовой оценки результатов экономической деятельности участников рассматриваемых правоотношений.
Преодоление перечисленных проблем и реализация обозначенных предложений должны носить комплексный системно-структурный характер, не ограничиваясь только совершенствованием нормативной правовой базы и мерами организационного характера. Необходимо также учитывать изменения в социально-экономической, кадровой, технической и технологической сферах.
Тем более что, в соответствии с посланием президента РФ, в ближайшее время в стране должны стартовать новые национальные проекты — «Семья», «Молодежь России», «Продолжительная и активная жизнь», «Кадры», «Экономика данных», на реализацию которых будут тоже выделены значительные бюджетные средства и ресурсы.
Читайте также:
«В шутку или всерьёз?» Необычные законодательные инициативы стали поводом для обсуждений
Кто обучит инофона? Скоро потребуется ещё больше преподавателей русского языка как иностранного
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (7810) от 11.12.2024 под заголовком «Дыра в кармане государства».
Комментарии