2Vtzqv4Hz9U

Двойственный союз. Зачем Макрону и Меркель новое соглашение между Францией и Германией

В минувший вторник лидеры Германии и Франции в немецком Ахене поставили свои подписи под совместным документом, который продолжает известный Елисейский договор, заключенный 56 лет назад Шарлем де Голлем и Конрадом Аденауэром. Тот документ стал важнейшей вехой в примирении двух «заклятых врагов» в ХХ веке. Нынешний договор должен содействовать углублению сотрудничества двух ведущих государств Евросоюза в экономике, внешней политике и обороне.

Двойственный союз. Зачем Макрону и Меркель новое соглашение между Францией и Германией | Фото Pignatelli Euc Ropi ZUMA Press/ТАСС

Фото Pignatelli Euc Ropi ZUMA Press/ТАСС

В Ахенском договоре на первое место также вынесено двустороннее сотрудничество в рамках ЕС. Берлин и Париж обязались способствовать усилению европейской интеграции и углублению экономического и валютного союза внутри ЕС. Однако в области двусторонних связей оба государства нацелены на создание особой «франко-германской экономической зоны с общими правилами».

Аналитики обратили внимание на несколько пунктов нового договора. Один из них касается поддержанного Францией стремления Германии получить постоянное место в Совбезе ООН. Причем оно в Ахенском договоре названо «приоритетом германо-французской дипломатии». Другое положение договора, вызвавшее интерес, имеет отношение к оборонной сфере. В нем прописана обоюдная готовность совместно выступить в случае военной агрессии третьей стороны. На самом деле этот пункт дублирует пятую статью устава НАТО и 42-ю - договора о Евросоюзе. Думается, что акцент на таком усиленном военно-политическом альянсе сделан неспроста, а как заявка на лидерство в проекте создания общеевропейских вооруженных сил, предложенном Парижем и поддержанном в Берлине.

В своем выступлении в Ахене Ангела Меркель назвала «особенным днем» для ФРГ и Франции подписание нового соглашения о сотрудничестве между двумя странами. Как считает Меркель, Ахенский договор «заложит фундамент для взаимодействия» двух стран. «Мы подчеркиваем намерение сообща отвечать на серьезные вызовы нашего времени», - сказала канцлер. Естественно, остался доволен договором и французский президент. «Это важное соглашение, которое открывает новую главу в сотрудничестве двух стран», - сказал он после подписания документа. Он заявил, что «единство, солидарность и сплоченность - ключевые принципы договоренностей». «Брекзит, национализм, миграция, климатические изменения, терроризм сотрясают Европу», - подчеркнул французский лидер. Франция и Германия, по его словам, «сознают свою ответственность и указывают путь». «Новое соглашение дает нам инструменты для реагирования на эти вызовы», - сказал Макрон.

Несмотря на оптимистичные заявления лидеров Франции и Германии о том, что новое соглашение соответствует интересам обеих стран, Ахенский договор еще до своего подписания столкнулся с противодействием со стороны оппозиционных политиков в Берлине и Париже. Так, лидер Национального объединения (бывший Национальный фронт) Марин Ле Пен 18 января опубликовала эмоциональное видеообращение к французам, в котором обвинила президента Макрона в «предательстве». Особенно возмутил Ле Пен пункт о поддержке стремления Германии получить место в Совбезе ООН, что, по ее мнению, «выводит Францию из круга великих держав». Наряду с французами о своем недовольстве заявили и германские евроскептики. К примеру, в консервативной партии «Альтернатива для Германии» Эммануэля Макрона обвинили в попытках реализовать свои европейские амбиции за немецкий счет.

Ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин отмечает, что укрепление франко-германского ядра может привести и к побочному эффекту для ЕС - в частности, перед Евросоюзом возникает перспектива превращения в конгломерат более мелких союзов стран «по интересам», где «подобные объединяются с подобными». Так, например, в противовес союзу Франции и Германии на востоке Европы усиливается единство «вышеградской группы», объединяющей Польшу, Чехию, Словакию и Венгрию. По словам эксперта, речь идет об идее «интеграции разных скоростей», которая становится основным вектором развития Евросоюза. «Реальность такова, что Европа действительно расслаивается. Видимо, в этом направлении ЕС и будет развиваться: ядро учредителей во главе с франко-германским тандемом - и все остальные».

#политика #договор #Франция #Германия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 013 (6366) от 25.01.2019 под заголовком «Двойственный союз».


Комментарии