Два автомобиля из ретро-коллекции «Пассажиравтотранса» получили статус памятника науки и техники России
ФОТО Scott Webb on Unsplash
Экспертный совет, созданный в рамках программы Политехнического музея «Памятники науки и техники в музеях РФ», признал таковыми имеющиеся на предприятии образцы моделей московского Завода имени Лихачева. Это автобус малого класса «ЗИЛ-Э118» и автомобиль представительского класса «ЗИЛ-4102».
Первый из них специалисты завода начали создавать в 1959‑м, а через три года выпустили первый опытный образец. До 1970 года было изготовлено всего 20 автобусов с таким кузовом, из которых на сегодняшний день сохранилось всего два. Для того времени это был новаторский автобус, вызывавший большой интерес в других странах, отмечают специалисты. Его отличали полностью ручная сборка, не уступающая по качеству зарубежным аналогам, и особый дизайн, разработал который член Союза художников СССР Эрик Сабо.
А элитный автомобиль заводчане спроектировали в 1980‑х годах специально для главы государства Михаила Горбачева, который собирался пользоваться им вместо устаревшего лимузина. По словам экспертов, это первый советский автомобиль с независимой задней подвеской и несущим кузовом, сравнительно легкий (благодаря применению композитных материалов) и маневренный.
Конструкторы оснастили его системой климат-контроля и бортовым компьютером, который, уверяют знатоки, воспринимал речевые команды на русском языке. По их мнению, эта машина, хорошо зарекомендовавшая себя на испытаниях, — единственный сохранившийся образец последней базовой модели таких зиловских машин. Но в серийное производство она не попала.
Читайте также:
В Калининградской области стартовало производство автомобильных электродвигателей
Президент РФ сообщил об обновлении общественного транспорта в рамках нацпроектов
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (7826) от 15.01.2025 под заголовком «Раритет на колесах».
Комментарии