Дуппи на все времена. В современном Узбекистане вновь входят в моду тюбетейки
Их надевают на национальные праздники и торжества, сочетают с современной одеждой в повседневной жизни, причем не только представители старшего поколения, но и молодежь. Неудивительно, что в республике культивируется надомный труд по производству этих головных уборов, активно развивается женское предпринимательство, важное значение приобретает бесплатное обучение этому ремеслу.

ФОТО АВТОРА
Подними тюбетейку
Тюбетейка — один из основных национальных головных уборов в Средней Азии. Узбекское название этих шапочек — «дуппи», а «тюбетейка» из тюркской семьи языков и происходит от слова «тепа», которое переводится как «вершина».
История тюбетейки имеет глубокие корни и полна загадок. До сих пор нет единого мнения по поводу того, когда, где и кто первым надел этот головной убор. Говорят, что в Азии тюбетейки появились в древние языческие времена, их использовали в различных ритуалах. Один из них связан с птицами, которые привлекали людей своим умением летать, связывая таким образом небо и землю, и созданием новой жизни в идеальной материальной форме яйца. В связи с этим есть предположение, что в древности были ритуалы, когда люди надевали на голову птичьи гнезда, а те позже трансформировались уже в головные уборы.
Большую роль в формировании традиций, связанных с этим головным убором, сыграл ислам, запрещавший мусульманам появляться в общественных местах с непокрытой головой. При этом дуппи прекрасно защищала голову своего владельца от солнца, способствовала хорошей вентиляции головы и волос. До XX века мужчины повязывали на тюбетейке чалму, а женщины надевали на нее паранджу, платок или накидку. Позже дуппи стали носить как самостоятельный головной убор, массовое распространение он получил на рубеже XIX – XX веков. В Узбекистане стали создаваться артели вышивальщиц-тюбетеечниц, было налажено их машинное производство.
С приходом советской власти тюбетейки стали частью узнаваемого бренда восточных республик СССР. Их преподносили в дар высокопоставленным и дорогим гостям Узбекистана. Туристы приобретали эти шапочки в качестве сувенира. Они были в моде у представителей творческой интеллигенции — поэтов, писателей, художников. При этом тюбетейки оставались обязательной частью дресс-кода на похоронах, поминках, во время молитвы, в дни священных праздников. Сбросить тюбетейку с головы — значит нанести дерзкое оскорбление.
В Узбекистане тюбетейки хранят как семейные реликвии, передают по наследству. Зачастую они переходят из разряда одежды в важное украшение дома. Например, в одном из кишлаков в Ферганской долине я видела, как на центральной стене гостиной дома на гвоздике висела старая тюбетейка. Это было не просто украшение. Давным-давно эта тюбетейка познакомила первых хозяев этого дома на свадьбе после узбекского шуточного танца «Подними тюбетейку». Суть его в том, что, танцуя вокруг тюбетейки, мужчины по очереди наклоняются и пытаются надеть ее на голову без помощи рук. Став победителем, юноша подарил тюбетейку девушке, которая ему понравилась и которая за него болела. Со временем они поженились, а та тюбетейка стала семейным талисманом.
След змеи
Тюбетейки могут быть повседневными и праздничными, предназначенными для мужчин, женщин, людей почтенного возраста и детей (для мальчиков, девочек). Надевая тюбетейку новорожденному, мулла тем самым благословляет его, чтобы он всегда был здоров.
Самая распространенная форма тюбетеек — квадратная (ее четыре части представляют основные периоды жизни человека: детство, юношество, молодость и старость). Также дуппи бывают круглыми и конусообразными. Их украшают вышивкой, разноцветными, золотыми и серебряными нитями, бисером, монетками, перьями птиц…
Дизайн дуппи — это отдельная тема, которой посвящено множество научных работ. На дуппи вышивают растительный, геометрический, зооморфный, эпиграфический орнаменты. Среди цветочных мотивов — ирис, гвоздика, тюльпан, петушиный гребешок, цветок яблони, плоды вишни, миндаля, перца, черешни, граната. Растительные узоры часто оживляют изображениями птиц (фазана, петуха, соловья) и других живых существ. Особенно распространено изображение извивающейся змеи, которая на Востоке всегда считалась охранительницей дома, семьи, богатства, покровительницей женщин и детей. Узор «илон изи» («след змеи») и сегодня считается мощным оберегом.
Мужские тюбетейки выполняются в строгом стиле, женские и детские отличаются красочностью тканей, яркостью вышивок, пышностью кисточек и обилием амулетов.
Белая рыбка или жгучий перец?
Форма, цвет и орнамент тюбетейки отражают особенности уклада жизни населения той или иной местности. Различают шесть основных групп тюбетеек: ташкентскую, ферганскую, самаркандскую, бухарскую, кашкадарьинско-сурхандарьинскую и хорезмско-каракалпакскую.
Одни из самых известных в Узбекистане тюбетеек делают в древнем городе Ферганской долины — Чуст. Тюбетейки здесь квадратные, четырехгранные черного цвета с белой вышивкой. Они выше тюбетеек, изготавливаемых в других городах. Четыре стороны такого головного убора символизируют защиту от злых духов с четырех сторон света. Орнамент в виде стручкового перца калампура — символ жизни, семейного счастья и оберег от сглаза (считается, что жгучий перец отпугивает злых духов).
Профессор Самаркандского международного технологического университета доктор филологических наук Эркин Мусурманов отмечает, что «не зная и не вникая в суть узоров дуппи, не стоит сравнивать их с перцем». По его мнению, философские взгляды древних народов Центральной Азии о структуре и построении мира формировались в том числе под влиянием буддизма. Соответственно, узоры узбекских тюбетеек могут перекликаться с символами Инь и Ян (две черно-белые рыбки, кружащие в мистическом танце, обозначающие свет и тьму). Таким образом, на чустской дуппи изображали силы добра, раз она с белой вышивкой.
В городах Шахрисабзе и Самарканде создают цветастые тюбетейки. Их вышивку, напоминающую цветочный ковер, называют «Ироки», или «ковровой». Иракский стиль пришел в Узбекистан вместе с пленными ремесленниками-тюбетеечниками, которых Тамерлан привез из военного похода в Ирак.
Еще одна разновидность тюбетеек — бухарская золотошвейная шапочка. Рельефный узор, вышитый золотыми нитями, причудливо играет светом и тенью при каждом движении. Такие тюбетейки носят в праздники. А нарядные хорезмские головные уборы, украшенные золотой вышивкой, звенящими монетками и пером фазана, сегодня стали частью костюма традиционного хорезмского танца (лязги).
В мастерицы с детства
Ручное производство тюбетеек сохранилось в Узбекистане до наших дней и остается широко распространенной формой народного художественно-прикладного творчества. Сегодня во многих кишлаках производство тюбетеек — популярное направление женского надомного предпринимательства. Тюбетеечный бизнес в прямом смысле кормит целые семьи.
В процессе создания одной тюбетейки принимают участие несколько человек. Опытные мастерицы собирают юных рукодельниц, каждая из них выполняет свою часть работы: одна выкраивает нужные детали, другая вышивает верхний узор, третья готовит плотную основу, а четвертая собирает дуппи в одно целое. Зачастую им помогают мужчины — они с помощью специального пресса придают дуппи форму. «Вышивка тюбетейки — древнее искусство, передаваемое из поколения в поколение. Это не просто ремесло, а часть культурного кода нации, — поделилась жительница махалли «Ешлик» Наманганского района Сохиба. — Этому ремеслу я научилась в детстве. Сегодня вместе с дочерью мы изготавливаем в месяц почти пятьсот тюбетеек. Благодаря этому ремеслу я зарабатываю на жизнь и обучение старших детей». В махалле «Мингтерак» того же района вышивальщица тюбетеек Мохира обучает этому искусству и обеспечивает надомной работой местных женщин.
С 1 июля в Узбекистане запустят специальную платформу «Женщины-предприниматели». Ее пользователям будут доступны различные возможности, в том числе помощь при закупке сырья, расширении кооперации и определении рынков для сбыта.
А в сентябре в Коканде анонсирован третий Международный фестиваль ремесел. Среди его участников обязательно будут и узбекские тюбетейщики.
Читайте также:
Шницель Блехмана и вышка на гербе: чем может удивить туриста столица с 70‑тысячным населением
Голубиные сезоны. Жители Египта начали строить сооружения для птиц со времён правления фараонов
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 67 (7889) от 15.04.2025 под заголовком «Дуппи на все времена».
Комментарии