Дорогу малой авиации. В России продолжается развития региональной авиаинфраструктуры
Региональные авиаперевозки, а именно — их интенсивность и географический охват, являются четким маркером развития регионов России. Авиационная подвижность начинается с реконструкции существующих и строительства новых аэропортов за государственный счет. Планируется реализация транспортного национального проекта, для которого правительство предусматривает выделение 166 миллиардов рублей в 2025 году и в плановый период 2026 – 2027 годов.
ФОТО William Bayreuther on Unsplash
На современном этапе развития транспортной инфраструктуры государство делает ставку на качество и функциональность строительства инфраструктуры. Так, аэропорты, являясь «воротами региона», выполнены на основе передовых информационно-технических технологий, с отделкой помещений и фасадов из высококачественных материалов и высоким уровнем безопасности. Ставка на модель «сделать меньше, но лучше» оправдывает себя, так как плановый срок эксплуатации таких объектов повышается. Нельзя не отметить, что государство в полной мере задействует механизм государственно-частного партнерства, когда инвесторам предлагается существующая или возводимая инфраструктура аэропортов в длительную аренду при условии реализации инвестиционной модели развития аэропорта, этот опыт успешен в мегаполисах.
Так какие же средства необходимы для гармонизации авиационной подвижности населения нашей страны? Справедливо будет сказать, что развитие инфраструктуры региональных аэропортов полностью ляжет на расходы федерального бюджета как в ближайшие три года, так и в последующие периоды и составит суммы, в три-четыре раза превышающие заявленные на ближайшие годы. Проекты развития аэропортов долгосрочны — срок возврата инвестиций в условиях успешной реализации правильной бизнес-стратегии инвестора составляет около десяти лет. В настоящее время бизнес многих регионов не всегда готов вкладываться в такие долгие проекты, оставляя в приоритете те, что окупаются не более чем за 3 – 5 лет.
Есть ли спрос на пассажирские авиаперевозки в регионе, которые могли бы покрыть представленные выше затраты федерального бюджета и удовлетворить чаяния и надежды частных инвесторов? Здесь необходимо отдельно отметить сложившуюся практику пассажиропотоков в нашей стране и новые тренды.
По сложившейся практике, жители регионов зачастую совершали перелеты в крупные города для дальнейшего следования за рубеж из расположенных там международных аэропортов. Этот пассажирский поток носил сезонный характер, пик которого приходился на летний период отпусков. Второй поток, также сезонный, — это студенты, обучающиеся в крупных университетах страны. Третий поток — служебные командировки, лечение, внутренний туризм и гостевые поездки. Именно эти три пассажиропотока позволяли отрасли осуществлять финансовое планирование, а бизнесу подстраиваться под текущий спрос на услуги.
Сейчас происходит переориентация на развитие внутреннего туризма, когда из мегаполисов реверсом пошли туристические потоки, интенсивные как в сезон летних отпусков, так и в период продолжительных праздников, особенно майских и новогодних. Отрасли туризма и обслуживающим ее авиакомпаниям нужно удовлетворять запросы граждан по новым маршрутам и возрастающему спросу на перелеты. Поэтому сейчас совершенно очевидно, что все программы развития туристической отрасли в рамках национального туризма должны учитывать синергетический эффект от развития региональных авиаперевозок.
Вторым важным фактором развития региональной авиаинфраструктуры является, собственно, сам самолет. Авиалайнеры нового поколения МС-21 и Superjet 100 призваны заместить выходящие из эксплуатации аналоги и обеспечить региональные перевозки не только по России, но и по близлежащим странам. Так, до 2030 года крупнейший отечественный перевозчик по действующим соглашениям должен получить в лизинг 210 самолетов типа МС-21, 89 локализованных Superjet 100 и 40 Ту-214.
Государство стимулирует развитие авиаперелетов, субсидируя стоимость билетов из Центральной России на Камчатку, Дальний Восток и в Калининград.
Особое значение имеет безопасность, которую в России всегда соблюдали и совершенствовали. Пилоты должны быть подготовлены не только для работы на новых авиалайнерах, но и знать особенности функционирования аэродромов вылета и прилета, запасных аэродромов, готовых принять их борт в аварийной ситуации.
Существует в регионах и малая авиация. Она включает и вертолетный парк, сконцентрированный в основном в труднодоступных горных регионах Cеверного Кавказа и Арктической зоны России. Такие машины свободно функционируют и при отсутствии хоть какой‑то взлетно-посадочной полосы, но подобные перевозки чаще всего совершаются по служебной необходимости или в связи с экстренными ситуациями: необходимостью срочной госпитализации, ликвидации чрезвычайных ситуаций и так далее.
В настоящее время решается вопрос с сертификацией самолета Ан-2, способного садиться на подготовленный грунт. Этой модели еще предстоит пройти сертификацию соответствия новым требованиям. Но когда это случится, современная версия Ан-2 станет прорывом в авиаперевозках между регионами, ведь ему для постоянных перелетов не потребуется дорогая инфраструктура.
Каким видится выход из сложившейся ситуации, когда национальный туризм, да и сложившиеся потребности жителей регионов требуют повышения качества и количества авиатранспортной доступности? Выходом могут стать привлечение к проблеме субъектов крупного бизнеса, действующих в регионах. Так, например, корпорации добывающих отраслей могут субсидировать перелеты своих вахтовиков из регионов на предприятие, а также своих сотрудников в отпуска. Конечно, компании могут развивать и инфраструктуру аэропортов, в частности в моногородах, население которых обслуживает одно или несколько больших предприятий.
Внимание к транспортной инфраструктуре со стороны государства вкупе с эффективным бизнес-планированием и государственно-частным партнерством даст серьезный эффект в отрасли и в вопросе авиационной мобильности регионов.
Читайте также:
Путешествие в бархатный сезон: какие направления пользуются популярностью у наших граждан
«Россия» начала реализовывать программу субсидируемых полётов между Петербургом и Горно-Алтайском
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (7739) от 02.09.2024 под заголовком «Дорогу малой авиации».
Комментарии