Дорога в Нахичевань. Как пройдет коридор до Баку?
В совместном заявлении президента Азербайджана Ильхама Алиева, президента России Владимира Путина и премьер-министра Армении Никола Пашиняна по урегулированию нагорно-карабахского конфликта говорится, что коридор через Лачинский район Азербайджана, связывающий столицу Нагорного Карабаха Степанакерт с Ереваном, будет контролироваться российскими миротворцами и получит обход города Шуши, перешедшего к Азербайджану. По согласованию сторон также будет обеспечено строительство новых транспортных коммуникаций, связывающих Нахичеванскую Автономную Республику с западными районами Азербайджана. Если с Лачинским коридором ситуация вполне определенная, хотя тоже пока непонятно, сколько времени займет возведение обхода города Шуши, то будущее маршрута Нахичевань – Баку менее предсказуемо.
ФОТО pixabay
Город Нахичевань расположен на правом берегу реки Нахичеванчай, прямо на границе с Ираном. Он является одним из древнейших городов Закавказья и даже мира – ему более 3 тысяч лет. Существует легенда, что именно в Нахичевани покоится прах пророка Ноя, некогда приплывшего на своем плоту к горе Арарат. Земли Нахичевани за свою долгую историю входили в состав Великой Армении, Персии, Арабского Халифата, их захватывали сельджуки, тюрки, разоряли монгольские войска...
На рубеже ХVIII – ХIХ веков Нахичевань была столицей Нахичеванского ханства. В 1813 году, по Гюлистанскому мирному договору, Россия признала ханство «в совершенной власти» Персии, однако 10 февраля 1828 года по итогам новой Русско-персидской войны был подписан Туркманчайский мирный договор, по которому территория Эриванского и Нахичеванского ханств была уступлена «в полную собственность» Российской империи. Россия сразу организовала массовое возвращение в Армянскую область армян, ранее депортированных из этих земель в Персию шахами Сефевидами. Из Нахичеванского и Эриванского ханств была образована Армянская область, из которой в 1849 году с присоединением Александропольского уезда была образована Эриванская губерния, на территории которой жили и армяне, и азербайджанцы.
После Февральской революции с марта до ноября 1917 года Нахичеванский край был под властью Особого закавказского комитета, органа Временного правительства. В июне 1918 года Нахичевань была занята турецкими войсками, в ноябре – английскими войсками, затем опять в город вошли турецкие солдаты. Все это время продолжалось военное противостояние Армении и Азербайджана. А 28 июля 1920 года Нахичевань была занята частями Красной армии.
В итоге образовалась Нахичеванская Советская Республика. Согласно Московскому российско-турецкому договору от 16 марта 1921 года, Нахичевань была включена в состав Азербайджанской ССР на правах автономной территории. В октябре 1921 года в турецком Карсе при участии РСФСР Армянская ССР, Азербайджанская ССР и Грузинская ССР подписали с Турцией договор о дружбе, который подтвердил статус Нахичевани, оговоренный в Московском договоре. Для обеспечения общей границы с Турцией к Нахичевани была присоединена от Армянской ССР небольшая часть бывшего Шарур-Даралагезского уезда.
С 1924 года Нахичевань стала столицей Нахичеванской автономии. После распада СССР Нахичевань осталась в составе Азербайджана. 12 ноября 1995 года была принята Конституция независимого Азербайджана, по которой Нахичеванская АР получила статус автономии в составе Азербайджана. Сейчас там живут практически одни азербайджанцы.
Нахичевань – это анклав Азербайджана, отделенный от него территорией Армении. Из Баку в Нахичевань можно добраться самолетом, также можно попасть сухопутным путем через Иран и Турцию. Недавнее соглашение предполагает транзитный коридор через юг Армении из Баку в Нахичевань, для чего возможно строительство дороги по территории Армении, которая, по соглашению, гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой. Контроль за транспортным сообщением возлагается на пограничную службу ФСБ России.
По мнению профессора Азербайджанского государственного экономического университета Эльшада Мамедова, высказанному в интервью Sputnik Азербайджан, открытие этого коридора в Нахичевань не только «существенным образом меняет картину с точки зрения хозяйственной системы Азербайджана, но и будет ощутимо влиять на региональное развитие».
Пока непонятно, как именно эти планы будут реализованы, говорит ведущий сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов, но они создают торгово-экономические перспективы в регионе. И совсем не случайно Турция сразу же после подписания соглашения анонсировала строительство железной дороги в Нахичевань. Как заявил министр транспорта Турции, в самой Нахичевани будет реконструирована железная дорога Шарур – Нахичевань – Джульфа, проложенная еще в 1908 году. По мнению Долгова, «турки собираются через Азербайджан и Нахичевань выйти к Каспийскому морю и продвинуть национальные интересы в другие регионы».
Таким образом, Турция и Азербайджан получат прямой транзитный коридор вместо нынешних перегруженных обходных магистралей. Эксперты обращают внимание, что это означает фактический выход Турции не только в Каспийское море, но и дальше в Центральную Азию, вплоть до Китая. Теоретически транспортный коридор вдоль южной границы Армении с Ираном через район Мегри можно использовать для новых газо- и нефтепроводов, однако это вряд ли понравится Ирану, особенно с учетом того, что значительную часть населения граничащего с коридором севера Ирана составляют этнические азербайджанцы. И вряд ли такая перспектива устроит Армению.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (6809) от 19.11.2020 под заголовком «Дорога в Нахичевань».
Комментарии