Дорасти до небоскреба. Путь классика дизайна – Марио Беллини

Итальянец Марио Беллини - личность в мире дизайна и архитектуры уникальная. Это настоящий живой классик. С конца 1950-х (родился в 1935-м) он не просто создал себе имя, но и остается действующим мастером, руководителем собственного бюро.

Дорасти до небоскреба. Путь классика дизайна – Марио Беллини | Иллюстрация Sergey Nivens/shutterstock.com

Иллюстрация Sergey Nivens/shutterstock.com

В конце прошлого года Беллини посетил российскую столицу и прочел публичную лекцию на выставке Salone del Mobile: Milano Moscow. Модератор, представляя мэтра, сказала, что, если бы Марио пришлось награждать, надеть медаль было бы уже некуда. Поэтому упомянем только основные его профессиональные награды: восемь самых престижных в мире наград в сфере дизайна - «Золотых циркулей» (Compasso d,Oro). В 2004 году десятый президент Итальянской Республики Карло Адзельо Чампи вручил ему золотую медаль за «распространение дизайна и архитектуры в мире».

Путь мэтра в профессии был типичен. В 1959 году он окончил Политехнический институт в родном Милане. Но диплом архитектора сам по себе не кормил. «Я рисую с шести лет без перерыва. Взял цветные карандаши в детстве и не отпускаю. Молодые люди, девушки часто меня спрашивают: идти ли учиться на дизайнера или архитектора? Посмотрите в себя, умеете ли вы рисовать, любите ли это», - замечает он.

Но желания мало. И рисунков, даже хороших, тоже может быть мало. Надо выдать продукт, который нужен людям. «Не ждите, что вы создадите бюро и вам сразу же закажут проекты пяти высотных зданий», - предупреждает синьор Беллини.

До своих небоскребов, простите за каламбур, надо было еще дорасти. В 1960-е годы молодой человек с дипломом зодчего вынужденно погрузился в мир промышленного дизайна. Он стал арт-директором крупнейшего универмага в родном городе (а Милан - одна из мировых столиц моды). Потом он долго сотрудничал со знаменитым итальянским (а по масштабу - глобальным) производителем оргтехники и часов.

В уже далеком 1987 году легендарный Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал мэтру персональную выставку. Он уже тогда был мировой звездой дизайна. Но не будем здесь рассказывать про его часы, стулья и персональные компьютеры.

Среди работ последних лет - грандиозный конгресс-центр в Милане, павильон исламского искусства в парижском Лувре (2012), реконструкция и модернизация Музея истории Болоньи (2012), реконструкция штаб-квартиры Deutsche Bank во Франкфурте-на-Майне (2011), научно-технологический парк Progetto Leonardo в Генуе, терминал-3 в римском аэропорту «Фьюмичино» и Музей Форума в центре Рима.

Зодчий советует молодым коллегам и студентам больше путешествовать, знакомиться с архитектурой мира. Например, он сам вдохновляется природой Индии. Даже ее священные (но при этом весьма худые) коровы натолкнули его на образ для нового дизайна стула, как некогда Алвара Аалто вдохновил образ молока, выливавшегося из кружки. Так появились запоминающиеся круглые табуретки.

В наш век компьютерных эскизов большие модели - как динозавры, что-то вроде создания дизайна для пишущих машинок, с которого начинал Марио.

В заключение Беллини рассказал, что далеко не в первый раз гостит в нашей стране. Москва, по его мнению, — один из красивейших городов мира. «Семь сталинских высоток, когда они появляются из тумана, это великолепно», - говорит мэтр.

«При президенте Ельцине мне предложили сделать еще один небоскреб на Воробьевых горах. Я подготовил эскиз. Потенциальным заказчикам вроде понравилось, нас поили водкой, кормили икрой. Потом Борис Ельцин заболел, отошел от дел, проект отложили навсегда, хотя он мне нравится до сих пор», - посетовал Марио Беллини.

#архитектура #дизайнер #Италия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 030 (6383) от 19.02.2019 под заголовком «Дорасти до небоскреба».


Комментарии