Долой самовыгул, даешь налоговый вычет! Нынешнее лето оказалось урожайным на законодательные перемены, касающиеся животных
Начнем с самой спорной инициативы, которая уже обрела статус закона. Отныне власти регионов получили право устанавливать свой порядок обращения с бездомными животными. Причем делать это, не учитывая норм статьи 18 федерального закона «Об ответственном обращении с животными», требующей размещать всех бродяг в приютах и содержать их там пожизненно, если не найдутся «добрые руки». За новый закон проголосовал 301 депутат Госдумы, 7 воздержались, 31 парламентарий высказался против. В дальнейшем он был одобрен Советом Федерации и подписан президентом.
Все более популярной становится услуга по выгулу собак. Во всяком случае в Сети таких вакансий немало./ФОТО Horst Ossinger/DPA/ТАСС
Карт-бланш регионам
Напомним: с 2018 года в России действует закон, согласно которому бездомных животных необходимо отлавливать и направлять в приюты, где их стерилизуют и либо ищут нового хозяина, либо возвращают в естественную среду обитания. Просто убивать их нельзя.
Конечно, такая система не была идеальной, и люди продолжали страдать от внезапных нападений бездомных собак. Причина крылась в нехватке мест в приютах, а также и самих приютов, чтобы вместить такое огромное количество животных. Средств тоже постоянно не хватало, поэтому этот гуманный закон в некоторых регионах перестал быть эффективным в борьбе за безопасность жителей.
Печальные новости появлялись регулярно. Так, 12 июля в сахалинском Углегорске бродячие собаки напали на семилетнюю девочку, ребенок получил тяжелые травмы. То же случилось в Забайкалье. И уж совсем вопиющий случай произошел в Оренбурге: там 16 апреля стая животных загрызла восьмилетнего мальчика. Причем, как сообщили в мэрии города, животные были стерилизованы, чипированы и, согласно действующему законодательству, по истечении срока передержки возвращены в привычное для них место обитания.
Естественно, что после этого инцидента власти некоторых регионов заговорили о необходимости усыплять бродячих собак, если их не берут из приютов домой.
В качестве весомого аргумента они использовали статистику Роспотребнадзора, которую мы уже приводили (см. «Лапы вверх!» от 30.05.2023). Если кто не помнит: ведомство сообщало о том, что ежегодно в стране регистрируется свыше 227 тысяч нападений стай собак на человека. За пять лет зафиксировано 19 случаев заболеваний бешенством — из них 8 после укуса именно бывшими домашними друзьями.
В результате в Госдуму поступило предложение дать регионам возможность самим решать, как поступать с бродячими псами: казнить или миловать.
Проект закона вызвал резкие протесты зоозащитников, которые требовали не допустить введения эвтаназии в отношении бездомных животных и сохранить существующую систему — акции «Живая линия» прошли в Москве, Белгороде, Ставрополе, Ижевске, Рязани…
Конечно, их понять было можно. Почти десятилетие они боролись за то, чтобы в стране был принят закон, запрещающий истребление уличных животных. Выходит, зря? И кто сказал, что программа ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация и выпуск в среду обитания) не работает?
Например, в Петербурге благодаря ей бродячих стай практически не осталось. Та же картина — в Сахалинской, Волгоградской, Московской областях. Кроме того, по утверждению зоозащитников, после уничтожения брошенных собак на их место придут более агрессивные особи с окраин. Таков закон природы.
Безусловно, все это аргументы весомые. Однако давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Стаи бродячих собак есть? Да. Все живущие в таком прайде животные человеколюбивы? Отнюдь. Многие из них действительно представляют для людей опасность. Вы хотели бы с такими хвостатыми пересечься в чистом поле или своем дворе? Думается, ответ очевиден.
Особенно эта проблема актуальна для северных регионов страны, где в суровых условиях выживают далеко не карликовые породы. И если этих животных как‑то не изолировать, то нападать они продолжат. И это тоже закон природы.
Надо с этим бороться? Безусловно. Другое дело, каким образом.
В том же законе «Об ответственном обращении с животными» по‑прежнему говорится, что при отлове запрещено «применять вещества, лекарственные средства, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных». Правда, сейчас туда добавили фразу: «…если иное не установлено законодательными актами субъектов РФ». Именно за это «иное» и ухватились зоозащитники. Они уверены, что живодерам развязали руки.
Первый зампредседателя Комитета Госдумы РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов поспешил успокоить общественность: поправки не предполагают появления терминов «эвтаназия», «гуманное умерщвление», «отстрел» или «усыпление»: никаких изменений в гуманистической концепции закона нет.
Выдохнули. Статью о запрете жестокого отношения к животным никто не отменял. Поэтому прописанные в новом законе «иные действия» не могут предполагать нормативно закрепленное убийство собак (кстати, в регионах России они происходили не раз и до принятия резонансных дополнений).
Какие решения будут принимать местные власти сегодня, покажет время. Радует одно: руководители многих регионов никакое «иное», кроме программы ОСВВ, не рассматривают.
Прогулки только с хозяином
Помимо «своего порядка» новые нормы дополняют федеральный закон положением, согласно которому владельцы животных должны «исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных». Проще говоря, никакого самовыгула.
Статистика неумолима — 40 % всех нападений собак на людей происходили со стороны отнюдь не бездомных животных, а тех, за которыми не следили хозяева. В Забайкалье случилось именно так: у «бездомной» стаи, как позже выяснилось, была хозяйка.
Поэтому парламентарии сошлись во мнении: если у собаки есть владелец, значит, она должна находиться на улице только с ним и он ее должен контролировать. Отпускать животное побегать можно, где для этого есть условия — во дворе собственного дома или на специализированных площадках для выгула.
Также регионам дали право штрафовать за самовыгул. Они должны ввести соответствующие санкции в свои региональные кодексы об административных правонарушениях.
Эксперты считают, что самый эффективный способ решить проблему с самовыгулом — отлов животных с последующим помещением в пункт передержки. Владелец придет, заплатит штраф, заберет питомца и больше не будет допускать подобных ситуаций.
Так, скажем, происходит в Израиле, Австралии и Малайзии, где каждую домашнюю собаку чипируют и сведения о ней вносят в компьютерную базу. Если она теряется или ее «теряет» нерадивый хозяин, то он несет за это полную ответственность и выплачивает солидный штраф. В Германии он составляет 25 тыс. евро, в Италии — 10 тыс. евро.
Какой будет цена вопроса в России, пока непонятно. Но идея в целом здравая. Практика показывает, что упование только «на сознательность», не подкрепленную финансовыми карами, успеха не дает.
Конечно, бывают разные ситуации. По словам Бурматова, иногда животное не намеренно выпускают на улицу, оно просто становится «потеряшкой». Например, из‑за петард и салютов в новогодние праздники. Так что штрафовать владельца совсем не обязательно, если он сразу заявил в службу отлова о том, что животное оборвало поводок и убежало. Задача — не нажиться на людях, а помочь им вернуть животное.
Вот только что власти будут делать с теми, хозяева которых откажутся забирать их домой за деньги?
Бонус за Барсика
Еще одна инициатива. Депутаты петербургского ЗакСа разработали законопроект, который предусматривает предоставление налогового вычета за ветеринарное обслуживание домашних животных. Максимальный размер выплаты за один налоговый период (год) — 6500 рублей на одного питомца, или 13 % от суммы налогового вычета 50 тысяч рублей.
Претендовать на него смогут только владельцы домашних животных, что потребуется подтвердить, предъявив, например, ветеринарный паспорт. Также необходимо будет представить документы, подтверждающие фактически понесенные расходы, — договор на оказание ветеринарных услуг и кассовый чек от организации, на которые распространяется налоговый вычет (а это будут только государственные ветклиники).
Одновременно авторы законопроекта исключили возможность необоснованно обогатиться за счет бюджета. Чтобы под действие льготы не попали те, кто занимается коммерческим разведением животных, сформулировано положение, что вычет можно будет получить за обслуживание не более двух животных за один налоговый период.
Предложение депутатов поддержали в Петербургском государственном университете ветеринарной медицины. Ибо, как считают специалисты, эта инициатива позволит сделать качественные ветеринарные услуги доступными более широкому кругу населения и расширит доступ к их сложным видам, связанным с операционным вмешательством.
Будет ли эта инициатива воплощена в жизнь, пока неясно. Законодательство о налоговых вычетах — прерогатива федеральной власти. Поэтому после рассмотрения документа Заксобранием Петербурга его направят в Государственную думу.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (7491) от 31.08.2023 под заголовком «Долой самовыгул, даешь налоговый вычет!».
Комментарии