Доходы России от продажи энергоресурсов увеличились более чем на четверть за последний год
По данным Министерства финансов РФ, за одиннадцать месяцев нынешнего года доходы страны от продажи энергоресурсов выросли почти на 26 % по сравнению с аналогичным периодом 2023‑го и достигли 10,3 трлн рублей. Полученная сумма оказалась на 1,2 трлн больше спрогнозированного ранее уровня.
ФОТО Thaiview on Shutterstock
«Нефтегазовые доходы выросли преимущественно вследствие роста цен на российскую нефть… До конца года также ожидается устойчивое превышение поступлений нефтегазовых доходов над их базовым уровнем», — говорится в докладе ведомства.
С начала 2024‑го российская нефть марки Urals торгуется в диапазоне $63 – 81 за баррель, свидетельствуют данные финансово-аналитического портала ProFinance. Примечательно, что уже почти полтора года котировки стабильно превышают установленный Западом потолок цен. Такое положение дел говорит о все более слабом влиянии антироссийских санкций на энергетический сектор и экономику РФ в целом, считает финансовый аналитик Владислав Антонов.
«Нынешняя динамика нефтегазовых доходов бюджета свидетельствует о провале международных ограничительных мер. Рост произошел преимущественно за счет увеличения цен на российскую нефть и ослабления рубля, что показывает гибкость и адаптивность нашей энергетической стратегии. Конечно, у нас все еще есть трудности с расчетами, но бизнесу удается решать эти проблемы по мере их поступления», — отмечает эксперт.
Напомним, в 2022 году, после начала специальной военной операции, США вместе с Европой и другими союзниками стали отказываться от закупок нефти у Москвы и одновременно ввели ряд ограничений на операции с российскими банками. Затем ЕС и G7 запретили своим компаниям страховать и перевозить сырье из РФ морем в другие регионы мира по цене выше $60 за баррель.
Свои действия Запад объяснил желанием надавить на Россию и лишить ее прибыли от продажи углеводородов. В ответ на эти ограничения Москва ввела запрет на поставки энергоресурсов всем, кто требует соблюдения потолка цен при заключении контрактов.
Одновременно российские компании начали перестраивать торговые маршруты, но на первых порах были вынуждены предоставлять значительные скидки. Например, в начале прошлого года нефть эталонной марки Brent на мировом рынке торговалась в среднем по $82 за баррель, тогда как Urals покупали примерно по $47.
«Начало прошлого года было достаточно сложным для наших нефтяников: потолок цен только вступил в силу и еще никто не знал, как будут работать пути обхода ограничений, а поэтому на фоне возросших рисков бизнесу приходилось делать достаточно большие скидки. Причем мировые цены на тот момент тоже были не слишком высокие. Впрочем, сейчас скидка существенно сократилась, а цены выросли. Поэтому и наши доходы стали выше», — полагает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По словам специалиста, российским компаниям серьезно помогло создание так называемого теневого флота, действующего в обход западных запретов. Как ранее заявили в Международной группе клубов взаимного страхования судовладельцев (IGP&I), на сегодняшний день большинство танкеров, перевозящих энергосырье из РФ, работают по правилам юрисдикций, на которые потолок цен не распространяется, и в странах, где он не соблюдается. В дальнейшем, по мере освоения новых транспортных путей, российские нефтяники стали уменьшать размер скидок. В результате уже в июле 2023‑го стоимость барреля Urals поднялась выше $60 и с тех пор не опускалась ниже этой отметки.
«В целом можно говорить, что потолок цен не сработал, так как Россия уже давно продает нефть дороже $60 за баррель… Кроме того, значительную роль для бюджета сыграли и выросшие поступления от увеличения экспорта газа в Китай, а также от возросшего спроса на российский трубопроводный газ в Европе этой осенью», — считает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
Наряду с нефтегазовыми поступлениями Россия заметно нарастила и не связанные с продажей энергоресурсов доходы бюджета. С января по ноябрь эта сумма увеличилась на 25,8 % в годовом выражении — до 22,31 трлн рублей.
В частности, как рассказали в Минфине, за одиннадцать месяцев 2024‑го поступления в казну оборотных налогов, включая НДС, выросли на 16,6 % и превысили плановый уровень. Это в свою очередь формирует устойчивую базу для дальнейшего опережающего роста бюджетных доходов, подчеркнули в ведомстве. Общий объем доходов федерального бюджета с начала текущего года вырос на 25,8 % — до 32,65 трлн рублей. В то же время расходы казны прибавили 23,7 % и достигли 33,04 трлн. Таким образом, размер бюджетного дефицита с января по ноябрь составил 389 млрд рублей, или всего 0,2 % ВВП. Это почти в два раза меньше, чем было за аналогичный период прошлого года (748 млрд рублей, или 0,4 % ВВП).
Ранее в Министерстве финансов предполагали, что по итогам всего 2024‑го расходы государственной казны превысят объем доходов почти на 3,3 трлн рублей (около 1,7 % ВВП). Впрочем, по мнению Мильчаковой, реальный показатель может составить лишь около 0,1 % ВВП. Похожей точки зрения придерживается и Владислав Антонов.
«Последние данные Минфина демонстрируют устойчивость российской бюджетной системы. Текущая динамика позволяет осторожно рассчитывать на минимальный дефицит или даже символический профицит в текущем году. Это характеризует нашу экономику как стабильную, способную контролировать бюджетные расходы и диверсифицировать доходные источники», — отметил Антонов.
Как ранее рассказал в интервью RT министр финансов России Антон Силуанов, в ближайшие три года размер бюджетного дефицита продолжит оставаться в пределах 1 % ВВП. При этом государственная казна будет все меньше зависеть от энергоносителей и опираться в основном на внутренние экономические источники, подчеркнул глава Минфина. «Общая доля денежных поступлений от продажи нефти и газа в доходах казны снижается. Если еще несколько лет назад этот показатель составлял 35 – 40 %, то в 2025‑м он должен снизиться до 27 %, а в 2027‑м — до 23 %. То есть мы идем к тому, чтобы доля волатильных доходов сокращалась и зависимость России от нефти и газа снижалась за счет роста доходов от внутренней экономики», — пояснил Силуанов.
В следующем году объем денежных поступлений в казну прогнозируется на уровне 40,3 трлн рублей, но уже в 2026‑м показатель должен составить 41,84 трлн, а в 2027‑м — 43,15 трлн. Бюджетные расходы тоже будут планомерно расти в течение следующих трех лет. В 2025‑м их сумма может увеличиться до 41,47 трлн рублей, в 2026‑м — до 44,02 трлн, а в 2027‑м — до 45,92 трлн.
Хотя государственные траты будут незначительно превышать объем доходов, власти продолжат в полной мере выполнять все свои социальные обязательства, а также собираются нарастить вложения в технологическое развитие страны. В свою очередь бюджетный дефицит планируется покрывать за счет заимствований, но уровень госдолга при этом сохранится на экономически безопасном уровне ниже 20 % ВВП, прогнозируют в Минфине.
«Несмотря на все сложности и внешние препятствия, российская экономика держит удар и продолжает работать стабильно и уверенно.
Судя по динамике исполнения бюджета, государство смогло не только сохранить финансовую систему, но и обеспечить рост экономики, найдя способы адаптироваться к новым условиям», — заключил Владислав Антонов.
Читайте также:
Платформа для партнёрства. Как Пекин развивает связи со странами Центральной Азии
Нерешаемая проблема. Почему США не удаётся остановить рекордный рост государственного долга?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (7812) от 12.12.2024 под заголовком «Ценовой потолок не помог Западу».
Комментарии