Доха предупреждает. Катар заявил о возможном прекращении поставок СПГ в страны Евросоюза

Катар может прекратить поставки сжиженного природного газа (СПГ) в Европу, если Евросоюз не смягчит экологическую директиву CSDDD и не откажется от крупных штрафов для ее нарушителей. Об этом заявил катарский министр энергетики Саад Шерида аль-Кааби на открытии международной конференции нефтегазовой отрасли ADIPEC в Абу-Даби.

Доха предупреждает. Катар заявил о возможном прекращении поставок СПГ в страны Евросоюза | ФОТО Radoslaw Prekurat on Unsplash

ФОТО Radoslaw Prekurat on Unsplash

По его словам, европейцы должны смягчить директиву о проверке всех цепочек поставок. Как отметил аль-Кааби, наибольшую обеспокоенность Дохи вызывает потенциальный штраф в размере до 5 % от общей мировой выручки, который компании могут получить за то, что не имеют планов по адаптации к изменению климата, соответствующих Парижскому соглашению.

«Если Евросоюз этого не сделает и по-прежнему будут взимать штраф за нарушение директивы, то мы не будем поставлять СПГ в Европу, это точно», — пригрозил министр. Помимо этого аль-Кааби отметил, что государство в ближайшее время не сможет достичь одного из важных требований CSDDD — нулевых выбросов углеводородов в атмосферу.

Вся эта история началась не сегодня, а летом прошлого года, когда евросоюзовские депутаты приняли так называемую экологическую директиву CSDDD, которая переводится как «Директива о принципах экологически безопасного и долгосрочного финансово-экономического развития, а также комплексной юридической оценки». В течение двух лет все страны ЕС должны включить ее положения в свое национальное законодательство.

Предполагалось, что директива поможет выявлять ущерб для окружающей среды, повышать экологическую ответственность компаний и улучшать условия труда по всей цепочке поставок. 

После ее вступления в силу в 2027 году европейские регуляторы будут проверять операции не только самих компаний-поставщиков, но и их дочерних структур, а также поставщиков и партнеров на соответствие требованиям воздействия на социальную и экологическую сферы. Требования будут распространяться на компании, зарегистрированные в ЕС, или на поставщиков, чей годовой оборот в странах Евросоюза превышает €450 млн. За невыполнение требований директивы ЕС на компанию могут быть наложены штрафы в размере до 5 % от мирового годового оборота. Речь идет о поставках не только сырья или топлива, но и промышленных товаров с высокой степенью обработки.

Еще в декабре прошлого года аль-Кааби заявил в интервью британскому изданию Financial Times, что Доха прекратит поставки СПГ в Евросоюз, если страны сообщества будут штрафовать катарские компании. Поскольку упомянутый Саад аль-Кааби не только трудится в должности министра энергетики ближневосточной монархии, но и попутно занимает должность генерального директора QatarEnergy, компании, входящей в список мировых нефтегазовых гигантов и являющейся крупнейшим мировым производителем СПГ, к его угрозам евросоюзовским бюрократам следует относиться со всей серьезностью.

Стоит отметить, что Катар занимает третье место в мире по запасам природного газа. В июле страна стала вторым крупнейшим экспортером СПГ в мире после США, следует из отчета Форума стран — экспортеров газа. Сейчас Катар обеспечивает до 14 % потребностей ЕС в природном газе и является третьим поставщиком голубого топлива странам Европы после США и России. Хотя для самого Катара европейский рынок не является приоритетным. Впрочем, пятипроцентный штраф, который собираются накладывать европейцы в случае невыполнения директивы, составит для QatarEnergy не такую уж несущественную сумму — 2,2 млрд долларов.

В случае прекращения поставок сжиженного природного газа из Катара в Европу цены на СПГ быстро взлетят, а ЕС может столкнуться с дефицитом топлива во время отопительного сезона. Так считает независимый эксперт рынка нефти и газа Владимир Демидов. Он отмечает, что Евросоюз «почему-то полагает», что может диктовать на своем газовом рынке условия продавцу топлива. Однако это неверно. «Эта ситуация закончилась в 2022 году, когда они решили отказаться от российского газа. Несмотря на то что Россия контролировала немалую часть газового рынка Евросоюза, в тот момент все-таки это был рынок покупателя. Тогда покупатель имел больше инструментов, чем продавец. Как только «Газпром» ушел, это все закончилось, и теперь это рынок продавца», — рассказал аналитик.

Мнение коллеги дополняет эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. В своем комментарии он подчеркивает, что в случае прекращения поставок сжиженного природного газа из Катара Евросоюз может столкнуться с колоссальным дефицитом топлива и резким ростом цен. «Конечно, Катар сопротивляется неадекватным требованиям одного из покупателей, но не монопольного. Поэтому он давит на ЕС и подключил США. Я думаю, что в итоге ему удастся получить какую-нибудь длительную отсрочку от введения этих требований», — резюмировал специалист.

Читайте также:

Почему программа «тысячи талантов» переманивает в Китай лучших учёных из США?

Новый очаг нестабильности. Почему разгорелся конфликт между Афганистаном и Пакистаном?


#Катар #политика #экономика #СПГ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (8030) от 07.11.2025 под заголовком «Доха предупреждает».


Комментарии