Для противодействия глобальному наркобизнесу Россия использует все инструменты внутренней и внешней политики
Незаконный оборот наркотиков — один из наиболее опасных вызовов современности. Масштабы наркобизнеса, ставшего, по сути, транснациональным, сопровождает увеличение объемов теневого оборота капитала, отмывания средств и легализации преступных доходов, что в совокупности разрушает национальную и мировую экономику. Помимо прочего это способствует формированию источников финансирования организованной преступной деятельности, в том числе международных криминальных сообществ. Ежегодные доходы от незаконного оборота наркотиков превышают 500 млрд долл., значительная доля которых идет на финансирование мирового терроризма и экстремизма. Кроме того, наркотизацию сегодня уже можно рассматривать в качестве своего рода оружия массового поражения. По данным ООН, от употребления наркотиков в мире ежегодно умирают около 200 тысяч человек.
Во многих странах мира власти показательно сжигают большие партии наркотиков. Но сколько еще остается…/ФОТО NYEIN CHAN NAING/EPA/ТАСС
Стратегия на перспективу
Анализ оперативной обстановки в сфере незаконного оборота наркотиков в России говорит о стабильно негативном состоянии. Так, в 2022 г. количество зарегистрированных наркопреступлений осталось на прежнем уровне — 177,7 тыс. (в 2021 г. — 179,7 тыс., то есть -1,1 %). Число наркопреступлений, совершенных с использованием компьютерных технологий, составило 81 тыс. (+12,1 %). Число фактов незаконного производства наркотиков — 829 (+42,7 %). Имел место рост числа расследованных групповых наркопреступлений на 29,2 тыс. (+38,4 %). Из незаконного оборота изъято 37,2 т (+35 %) запрещенных веществ, а также 17,1 т (-57 %) прекурсоров.
Вместе с тем особую озабоченность вызывает увеличение объемов незаконного производства наркотиков на недостаточно контролируемых властями территориях, а также в зонах вооруженных конфликтов. Одна из ключевых тенденций криминального рынка наркотических средств связана с угрозами, исходящими с территорий стран-производителей и транзитеров таких средств.
Противодействие организованному наркобизнесу было и остается важным направлением продвижения Россией национальных подходов в сфере международного контроля над наркотиками. В этой связи президент РФ указом от 23 ноября 2020 г. № 733 утвердил Стратегию государственной антинаркотической политики на период до 2030 года.
В п. 9 стратегии в качестве угроз национальной безопасности в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в частности, обозначены:
«попытки дестабилизации международной системы контроля за оборотом наркотиков в части, касающейся ее либерализации и легализации наркотиков в нарушение международных нормативных правовых актов о наркотических средствах и психотропных веществах и противодействии их незаконному обороту; деятельность организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотиков».
Опасный сосед
Российское государство продолжает уделять приоритетное внимание наркоугрозе, исходящей с территории Афганистана. Там сохраняется высокий уровень культивации наркосодержащих растений и производства наркотиков опийной группы. Проявляется также тенденция к расширению производства в этой стране других видов наркотиков, в том числе синтетических. В марте 2022 г. на 3‑й встрече министров иностранных дел России, Ирана, КНР, Пакистана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана глава российского МИД обратил особое внимание коллег на фактическое отсутствие у афганского руководства антинаркотической стратегии.
Представители ряда ведомств (МИД, МВД, Минздрав РФ, Росфинмониторинг) принимают активное участие в заседаниях рабочих групп инициативы «Парижский пакт» по тематике выявления и блокирования незаконных финпотоков от контрабанды афганских опиатов (май 2022 г., Вена), по обеспечению качества в лечении наркомании и сопутствующих заболеваний (Исламабад, июль 2022 г.), по трансграничному сотрудничеству в противодействии наркотикам афганского происхождения (Алма-Ата, октябрь 2022 г.), по предупреждению утечек химических прекурсоров, используемых для незаконного производства опиатов в Афганистане (Бухарест, октябрь 2022 г.), а также в заседаниях Политико-консультативной группы (Вена, декабрь 2022 г.).
Формирование угроз безопасности для государств СНГ происходит под воздействием ряда доминирующих факторов, ключевым из которых является продолжающееся использование террористических методов в переделе власти в Афганистане, который по‑прежнему остается центром притяжения для международных террористических организаций. Отмечается рост производства наркотических средств растительного и синтетического происхождения, получаемая прибыль от реализации которых используется в том числе для подпитки терроризма. Возросли объемы контрабанды наркотических средств как непосредственно в государства Центрально-Азиатского региона, так и в другие страны через их территории.
Отмечается расширение деятельности трансграничных и транснациональных преступных групп по организации каналов контрабанды наркотиков, в том числе по «северному» маршруту. При содействии талибов осуществляется доставка крупных партий наркотических средств в приграничные уезды из других регионов Афганистана, а также планируется организация контрабандных каналов драгоценных камней. Прогнозируется, что в условиях экономической стагнации в Афганистане после прихода к власти талибов тенденция роста производства и масштабов контрабанды, в том числе и наркотиков, сопровождаемая боестолкновениями на приграничных к Афганистану территориях, будет только усиливаться.
Несмотря на установление в Афганистане относительно мирной жизни, следует предположить, что вывод войск НАТО из этой страны и наращивание в сопредельном приграничье террористического потенциала являются новой стадией продвижения США и их западными союзниками целенаправленной политики по дальнейшей дестабилизации обстановки на центральноазиатском направлении. Происходит перенос террористической активности на территории стран СНГ, совершаются вооруженные и иные провокации, контрабанда оружия, боеприпасов, крупных партий наркотиков, а также усиление неконтролируемых миграционных процессов на внешних границах, что способствует экспорту нестабильности в эти государства.
Вопреки запретам
Международное сотрудничество в этой сфере в последнее время характеризуется значительным уровнем политизации и, как следствие, предвзятым отношением к российским инициативам.
Покинув Совет Европы, Россия прекратила членство в так называемой Группе Помпиду — межгосударственном органе по сотрудничеству в борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом. Евросоюз в свою очередь приостановил ежегодные консультации по данному направлению, проводимые в формате Россия — ЕС. Прекратил он также экспертное взаимодействие с нашей страной по линии Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании.
В сложившихся условиях укрепление международного сотрудничества в сфере обеспечения антинаркотической безопасности осуществляется Россией на уровне субрегиональных организаций — ОДКБ, СНГ, ШОС, БРИКС. Задействуется также площадка ООН. В июне 2022 г. в рамках 50‑й сессии Программного координационного совета Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС), прошедшей в Женеве, в итоговых документах зафиксирован продвигаемый Россией подход к лечению наркомании — отказ от наркотиков — в контексте распространения ВИЧ. В сентябре 2022 г. в ходе межсессионного заседания Комиссии по наркотическим средствам ООН, состоявшегося в Вене, российская делегация указала на неприемлемость навязывания мировому сообществу позиций нарколиберальных стран (США, Канада, Великобритания, Австралия), противоречащих профильным антинаркотическим конвенциям. Подход России поддержали Китай, Индия, Турция, Иран, Египет, Венесуэла и Пакистан.
На территории государств — членов ОДКБ от употребления наркотиков ежегодно умирают свыше 50 тысяч человек.
2 декабря 2020 г. на заседании Совбеза ОДКБ была принята Антинаркотическая стратегия на 2021 – 2025 гг., согласно которой государства — члены этой организации обозначили намерение объединять усилия в целях противодействия незаконному обороту наркотиков и их немедицинскому потреблению.
В апреле прошлого года вопросы возрастания криминальных угроз, обусловленные ростом наркотрафика, торговли оружием и людьми, нелегальной миграции и иных преступлений, связанных с терроризмом, обсуждались в ходе ХVI Совещания руководителей (начальников штабов) национальных антитеррористических центров государств — участников СНГ. В сентябре 2023 г. в Киргизии прошли совместные антитеррористические учения компетентных органов государств — участников СНГ и государств — членов ШОС «Евразия-антитеррор-2023».
Однако, несмотря на все усилия, обстановка в странах Содружества продолжает оставаться сложной и обостряется на фоне возрастающей международной напряженности.
Читайте также:
Рекордную сумму наличных денег изъяли сотрудники таможенного контроля в парижском аэропорту
Осталась без квартиры и денег. «Брокер+риелтор» — очередная схема обмана
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (7756) от 25.09.2024 под заголовком «В борьбе со смертельной угрозой».
Комментарии