Для противодействия глобальному наркобизнесу Россия использует все инструменты внутренней и внешней политики

Незаконный оборот наркотиков — один из наиболее опасных вызовов современности. Масштабы наркобизнеса, ставшего, по сути, транс­национальным, сопровождает увеличение объемов теневого оборота капитала, отмывания средств и легализации преступных доходов, что в совокупно­сти разрушает национальную и мировую экономику. Помимо прочего это способствует формирова­нию источников финансирования организованной преступной деятельности, в том числе международных криминальных сообществ. Ежегодные доходы от незаконного оборота наркотиков превы­шают 500 млрд долл., значительная доля которых идет на финансирование мирового терроризма и экстремизма. Кроме того, наркотизацию сегодня уже можно рассматривать в качестве своего рода оружия массового поражения. По данным ООН, от употребления наркотиков в мире ежегодно умирают около 200 тысяч человек.

Для противодействия глобальному наркобизнесу Россия использует все инструменты внутренней и внешней политики | Во многих странах мира власти показательно сжигают большие партии наркотиков. Но сколько еще остается…/ФОТО NYEIN CHAN NAING/EPA/ТАСС

Во многих странах мира власти показательно сжигают большие партии наркотиков. Но сколько еще остается…/ФОТО NYEIN CHAN NAING/EPA/ТАСС

Стратегия на перспективу

Анализ оперативной обстановки в сфере неза­конного оборота наркотиков в России говорит о стабильно негативном состоянии. Так, в 2022 г. ко­личество зарегистрированных наркопреступлений осталось на прежнем уровне — 177,7 тыс. (в 2021 г. — 179,7 тыс., то есть -1,1 %). Число нарко­преступлений, совершенных с использованием компьютерных технологий, составило 81 тыс. (+12,1 %). Число фактов незаконного производства наркотиков — 829 (+42,7 %). Имел место рост числа расследованных групповых наркопреступле­ний на 29,2 тыс. (+38,4 %). Из незаконного оборота изъято 37,2 т (+35 %) запре­щенных веществ, а также 17,1 т (-57 %) прекурсоров.

Вместе с тем особую озабоченность вызывает увеличение объемов незаконного производства нар­котиков на недостаточно конт­ролируемых властями территориях, а также в зонах вооруженных конфлик­тов. Одна из ключевых тенденций криминального рынка наркотических средств связана с угрозами, исходящими с территорий стран-производителей и транзитеров таких средств.

Противо­действие организованному наркобизнесу было и остается важным направлением продвижения Россией национальных подходов в сфере международного контроля над наркотиками. В этой связи президент РФ указом от 23 ноября 2020 г. № 733 утвердил Стратегию государственной антинаркотической политики на период до 2030 года.

В п. 9 стратегии в качестве угроз национальной безопасности в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в частности, обозначены:

«попытки дестабилизации международной системы контроля за оборотом наркотиков в части, касающейся ее либерализации и легализации наркотиков в нарушение международных нормативных правовых актов о наркотических средствах и психотропных веществах и противодействии их незаконному обороту; деятельность организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотиков».

Опасный сосед

Российское государство продолжает уделять приоритетное внимание наркоугрозе, исходящей с территории Афганистана. Там сохраняется высокий уровень культивации наркосодержащих растений и производства наркотиков опийной группы. Проявляется также тенденция к расширению произ­водства в этой стране других видов наркоти­ков, в том числе синтетических. В марте 2022 г. на 3‑й встрече министров иностранных дел России, Ирана, КНР, Пакистана, Таджикистана, Туркмени­стана и Узбекистана глава российского МИД обратил особое внимание коллег на фактическое отсут­ствие у афганского руководства антинаркотической стратегии.

Представители ряда ведомств (МИД, МВД, Минздрав РФ, Росфинмониторинг) принимают активное участие в заседаниях рабочих групп инициативы «Парижский пакт» по тематике выявления и блокирования незаконных финпотоков от контрабанды афганских опиатов (май 2022 г., Вена), по обеспечению качества в лечении нарко­мании и сопутствующих заболеваний (Исламабад, июль 2022 г.), по трансграничному сотрудничеству в противодействии наркотикам афганского происхож­дения (Алма-Ата, октябрь 2022 г.), по предупрежде­нию утечек химических прекурсоров, используемых для незаконного производства опиатов в Афганиста­не (Бухарест, октябрь 2022 г.), а также в заседаниях Политико-консультативной группы (Вена, декабрь 2022 г.).

Формирование угроз безопасности для государств СНГ происходит под воздействием ряда доминирующих факторов, ключевым из которых является продолжающееся использование террористических методов в пере­деле власти в Афганистане, который по‑прежнему остается центром притяжения для международных террористических организаций. Отмечается рост производства наркотических средств раститель­ного и синтетического происхождения, получаемая прибыль от реализации которых используется в том числе для подпитки терроризма. Возросли объемы контрабанды наркотических средств как непосред­ственно в государства Центрально-Азиатского ре­гиона, так и в другие страны через их территории.

Отмечается расширение деятельности трансграничных и транснациональных преступных групп по организации каналов контрабанды нар­котиков, в том числе по «северному» маршруту. При содействии талибов осуществляется доставка крупных партий наркотических средств в пригра­ничные уезды из других регионов Афганистана, а также планируется организация контрабандных каналов драгоценных камней. ­Прогнозируется, что в условиях экономической стагнации в Афгани­стане после прихода к власти талибов тенденция роста производства и масштабов контрабанды, в том числе и наркотиков, сопровождаемая бое­столкновениями на приграничных к Афганистану территориях, будет только усиливаться.

Несмотря на установление в Афганистане относительно мирной жизни, следует предположить, что вывод войск НАТО из этой страны и наращивание в сопредельном при­граничье террористического потенциала являются новой стадией продвижения США и их западными союзниками целенаправленной политики по даль­нейшей дестабилизации обстановки на централь­ноазиатском направлении. Происходит перенос террористической активности на территории стран СНГ, совершаются вооруженные и иные провокации, контрабанда оружия, боеприпасов, крупных партий наркотиков, а также усиление неконтролируемых миграционных процессов на внешних границах, что способствует экспорту нестабильности в эти государства.

Вопреки запретам

Международное сотрудничество в этой сфере в последнее время характеризуется значи­тельным уровнем политизации и, как следствие, предвзятым отношением к российским инициати­вам.

Покинув Совет Европы, Россия прекратила член­ство в так называемой Группе Помпиду — межго­сударственном органе по сотрудничеству в борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом. Евросоюз в свою очередь приостановил ежегодные консультации по данному направлению, проводимые в формате Россия — ЕС. Прекратил он также экспертное взаимодействие с нашей страной по линии Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании.

В сложившихся условиях укрепление между­народного сотрудничества в сфере обеспечения антинаркотической безопасности осуществляется Россией на уровне субрегиональных организаций — ОДКБ, СНГ, ШОС, БРИКС. Задейству­ется также площадка ООН. В июне 2022 г. в рамках 50‑й сессии Программного координационного совета Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС), прошедшей в Женеве, в итоговых документах зафиксирован продвигаемый Россией подход к лечению наркомании — отказ от наркотиков — в контексте распространения ВИЧ. В сентябре 2022 г. в ходе межсессионного заседания Комиссии по наркотическим средствам ООН, состоявшегося в Вене, российская делегация указала на неприемлемость навязывания мировому сообществу позиций нарколиберальных стран (США, Канада, Великобритания, Австралия), противоречащих профильным антинаркотическим конвенциям. Подход России поддержали Китай, Индия, Турция, Иран, Египет, Венесуэла и Пакистан.

На территории государств — членов ОДКБ от употребления наркотиков ежегодно умирают свы­ше 50 тысяч человек.

2 декабря 2020 г. на заседании Совбеза ОДКБ была принята Антинаркотическая стратегия на 2021 – 2025 гг., согласно которой государства — члены этой организации обозначили намерение объединять усилия в целях противодействия незаконному обороту наркотиков и их немедицинскому потреблению.

В апреле прошлого года вопросы возрастания крими­нальных угроз, обусловленные ростом наркотра­фика, торговли оружием и людьми, нелегальной миграции и иных преступлений, связанных с тер­роризмом, обсуждались в ходе ХVI Совещания руководителей (начальников штабов) националь­ных антитеррористических центров государств — участников СНГ. В сентябре 2023 г. в Киргизии прошли совместные антитерро­ристические учения компетентных органов госу­дарств — участников СНГ и государств — членов ШОС «Евразия-антитеррор-2023».

Однако, несмотря на все усилия, обстановка в странах Содружества продолжает оставаться сложной и обостряется на фоне возрастающей международной напряженности.

Читайте также:

Рекордную сумму наличных денег изъяли сотрудники таможенного контроля в парижском аэропорту

Осталась без квартиры и денег. «Брокер+риелтор» — очередная схема обмана


#наркотики #криминал #контрабанда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (7756) от 25.09.2024 под заголовком «В борьбе со смертельной угрозой».


Комментарии