«Длинный рубль» теряет в весе. Зарплата перестает быть главным аргументом в привлечении персонала

Так было, так есть и так будет, наверное, всегда — уровень оплаты труда играет при выборе работы первую скрипку в ансамбле аргументов. Однако и другие участники этого творческого коллектива все чаще претендуют на повышение своей значимости. Уже не редкость, когда специалист соглашается на меньший заработок, потому что его привлекли чем‑то иным. Вот и эксперты уверены — только зарплатой нынешнего соискателя не заинтересуешь.

«Длинный рубль» теряет в весе. Зарплата перестает быть главным аргументом в привлечении персонала | Выбирая место трудоустройства, горожане все чаще обращают внимание на график  и формат занятости. Чем они гибче и свободнее — тем лучше./ ФОТО Максима Шереметова/ТАСС

Выбирая место трудоустройства, горожане все чаще обращают внимание на график и формат занятости. Чем они гибче и свободнее — тем лучше./ ФОТО Максима Шереметова/ТАСС

Кадровая логистика

Многие из аналитиков полагают, что снижение роли зарплаты и рост влияния иных факторов выбора работы обусловлены значительными переменами в структуре найма. Так, Дмитрий Чернейко, председатель комитета по труду и занятости населения Петербурга, уверен, что в настоящее время все большее влияние на рынок труда оказывают платформенная и гибкая удаленная виды занятости. «Эти форматы особенно интересны молодежи, которая порой не готова трудиться постоянно, а работает по мере необходимости. Можно долго рассуждать на эту тему, но в реальнос­ти в крупных городах, особенно в Петербурге и Москве, значительная часть занятых — это те, кто фактически не имеет трудовых отношений», — говорит он.

По его оценке, обсуждаемый сейчас новый вариант профильного законодательства как раз и призван описать самые разные варианты не только трудовых отношений, но и занятости в принципе. «Сейчас надо научиться работать с теми кандидатами, которые готовы трудиться только 10 часов в неделю, 12 дней в месяц или пять месяцев в году, — считает он. — А это совсем другая ­кадровая логистика». Если говорить упрощенно, те кандидаты, которые недавно пришли или только выходят на рынок труда, нередко не хотят использовать принцип «жить, чтобы работать». Но готовы работать по мере сил для того, чтобы жить… Поэтому они зачас­тую довольно жестко проводят красную линию между трудом и личной жизнью, не сильно стремясь вкалывать от сих до сих и работать на износ.

Деньги — хорошо. Но свобода лучше…

Высокий уровень оплаты труда приоритетным фактором при выборе работы называют больше половины соискателей, однако значимость таких аргументов, как возможность работать удаленно и наличие гибкого графика труда, постоянно растет. «Конечно, размер зарплаты, устойчивость компании и наличие перспектив профессионального и карьерного роста по‑прежнему имеют вес, — говорит независимый рекрутер Светлана Клейменова. — Но после пандемии, когда многие специалис­ты распробовали все преимущества удаленного, платформенного или проектного труда, растет интерес к вакансиям, не предполагающим постоянного хождения в офис».

Аргументы? Любые исследования или опросы показывают: если для опытных кандидатов в возрасте за тридцать уровень зарплаты занимает при выборе места работы безусловное первое место, для более молодых нередко принципиально важны перспектива карьерного роста и интересные задачи в работе. А каждый десятый прямо заявляет, что она не должна мешать личной жизни. И если придется выбирать, такие специалисты отдадут предпочтение не работе…

«Для них особенно важен баланс между трудом и занятостью, — подчеркивает Клейменова. — Если, к примеру, такой кандидат узнает, что работодатель требует круглосуточного нахождения на связи в режиме 24/7, нередко он отказывается от места даже при высокой заработной плате».

Не хлебом единым

Тот факт, что уровень зарплаты не всегда оказывается определяющим для успешной кадровой работы на предприятиях, подтверждает и управляющий партнер «ЭКОПСИ консалтинг» Павел Безручко: «На мой взгляд, основная проблема современного рынка труда состоит в том, что опытные кадры постепенно уходят, а заменить их некому — молодежи не хватает. В результате потребность в рабочих руках постоянно растет, открываются новые предприятия, а трудиться на них, особенно в провинции, некому».

Эксперт подчеркивает: большие заработки в крупных городах приводят к тому, что более-менее квалифицированные и мобильные кадры из регионов утекают, а новые появляющиеся там производства сталкиваются с хронической нехваткой персонала. И спорить здесь трудно: даже из Петербурга в поисках лучшей жизни постоянно уезжают те, кто не боится перемен.

В качестве аргумента Павел Безручко приводит реальный пример, когда расположенное в 80‑тысячном городе крупное предприятие столкнулось с необходимостью набора в ближайшие два-три года 8 тыс. новых сотрудников. «Оказалось, что найти их в городе, где и так половина трудоспособного населения уже заняты на этом предприятии, невозможно, — говорит он. — Однако и первоначальная идея повысить на 15 % зарплаты и тем самым переманить специалистов с других производств оказалась не очень эффективной».

Расчет показал: чтобы привлечь 8 тыс. новых работников и повысить зарплату прежним, придется потратить не менее 2,5 млрд рублей. При этом почти неизбежной становится «война» за кадры с соседями, от которых они станут утекать туда, где лучше кормят. Но вот если привлекать людей не столько зарплатой, сколько возможностью получить жилье и работу (к примеру, вахтовым методом с размещением в комфортабельном общежитии), это может сэкономить работодателю финансы. А люди поедут даже издалека. «Этот пример говорит о том, что банальное повышение зарплаты уже не решает проблем — в нынешних условиях надо действовать комплексно, опираясь не на интуицию, а на данные реальных исследований, позволяющих трезво оценить все важные факторы и последствия принятых решений», — считает эксперт.


#зарплата #работа #трудоустройство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 22 (7351) от 07.02.2023 под заголовком ««Длинный рубль» теряет в весе».


Комментарии