Дизи на потоке: особенности турецкого кинематографа, покорившего мир
Турецкие сериалы называются «дизи» (dizi — по‑турецки «сериал»). Сегодня это самый популярный формат не только на турецком телевидении, но и на мировом рынке. Фильмы и сериалы из Турции продаются в 150 разных стран, а аудитория турецкого кинематографа более 500 миллионов человек. Экспорт телесериалов приносит стране не только доходы в иностранной валюте, но и приток иностранных туристов.
ФОТО Aneta Pawlik on Unsplash
Считается, что история дизи берет начало в 1989 году — во времена кабельного телевидения. Тогда появился сериал с зарисовками из жизни обычного стамбульского мусульманского квартала «Наш народ», который продержался в эфире рекордные 13 лет. В начале XXI века турецкие сериалы стали продавать на рынке Ближнего Востока и Латинской Америки. В 2008 году вышел знаковый сериал «Запретная любовь», который и принес турецкой киноиндустрии мировую известность. Этот сериал был снят по книге классика турецкой литературы Халита Зии Ушаклыгиля (1866 – 1945) и основан на реальной истории. Главные герои Бихтер и Бехлюль стали нарицательными, как Ромео и Джульетта.
Самый известный турецкий сериал в России, благодаря которому русские зрительницы открыли для себя турецкий кинематограф, «Великолепный век» (2011 год).
Популярность турецкого контента в России эксперты объясняют схожестью менталитета народов и особой эмоциональностью, которой не хватает западным сериалам. При этом сами турки смотрят более специфичные и сложные сериалы типа «Долины волков». Чтобы их понять, нужно знать текущую политическую ситуацию в стране и специфику их менталитета.
В процессе развития турецкие сериалы переняли лучшее как с Запада, так и с Востока (многие популярные проекты были ремейками корейских дорам). А толчок развитию индустрии дизи дала поддержка со стороны государства: для этого в Турции были введены налоговые льготы и выделены крупные инвестиции.
Средняя продолжительность сезона турецкой драмы составляет около 35−40 серий. Но каждая из этих серий длится не классические 40 – 60 минут, а от 120 до 150 минут (есть серии и длиной 4 часа). Это связано с особенностями турецкого рекламного рынка. Эфирное время на местном телевидении стоит дешево, поэтому телеканалы, чтобы зарабатывать, вынуждены интегрировать в сериал множество рекламных пауз.
Для международных трансляций серии разрезают на более привычные сорокаминутные части, поэтому число серий переваливает за сотню.
Несмотря на то что съемки в студиях дешевле, чем в естественной натуре, турецкие кинематографисты в павильонах работают только в крайних случаях. Большинство сцен снимают на городских улицах. В съемках задействованы как исторические, так и современные места: дома, бизнес-центры, библиотеки, кафе, парки. Съемочный процесс можно увидеть в таких локациях, как улица Истикляль, Старый город, дворец Топкапы, Галатская башня, мечеть Сулеймание, парк Гюльхане. В 80 % сериалов обязательно «играет» Босфор. В итоге стали появляться востребованные экскурсионные туры по местам съемок знаменитых турецких сериалов.
Для каждого сериала создается оригинальный саундтрек.
Производство дизи в Турции поставлено на поток. Новые эпизоды снимаются по шесть дней в неделю (съемочная группа может работать до 18 часов в день), после чего готовые серии сразу же показывают зрителям.
Студии, снимающие сериалы, тщательно следят за рейтингами и реакцией аудитории на развитие сюжета. Заметив малейшее изменение в том, как зрители воспринимают сериал, сценаристы редактируют и меняют сюжет на ходу. В результате возникают внезапные повороты сюжета.
Судьба турецкого телевизионного сериала решается в первые недели показа. Как правило, продюсерские компании подписывают контракт с вещателем на производство 6 – 8 серий и, если рейтинги не оправдывают ожиданий, проект закрывают. Если вы видите коротенький турецкий сериал, скорее всего, его постигла именно такая судьба.
Что касается жанра и сюжета, то турецкий сериал может начаться как романтическая комедия, а завершиться как мелодрама. В центре большинства историй семья и положительная героиня. Что бы ни происходило с ней по сценарию, она останется верной, честной, почитающей родителей. В последнее время не исключен тренд на феминизацию. Это неспроста, ведь значимая часть хитовых дизи пишется и снимается женщинами.
Кроме любви в списке востребованных тем — противостояние богатых и бедных, борьба за справедливость. В последних сериалах появился тренд на противостояние религиозных и светских семей («Клюквенный щербет», «Омер», «Красные бутоны»).
Через сериалы обязательно рекламируются история, культурные ценности и традиции страны.
Не обходится и без этических ограничений — за них отвечает верховный совет по радио и телевидению. Любовным интригам положено разрешаться в соответствии со всеми традиционными понятиями о морали. В дизи не приветствуются сцены употребления алкоголя или курения, излишняя откровенность или жестокость.
Еще одна особенность турецких сериалов — большое количество персонажей, каждый из которых играет важную роль в развитии сюжета.
Актеры сериалов в Турции уважаемые звезды, новая интеллектуальная элита. За их личной жизнью фанаты следят не менее пристально, чем за судьбами их экранных героев. Интересно, что у многих актеров нет профессионального образования. Например, Халит Эргенч (султан Сулейман из «Великолепного века») получил образование по специальности «морское дело» в Стамбульском техническом университете, Барыш Ардуч («Ворон») был участником Турецкой федерации подводного спорта и работал спасателем в курортном городке Шила, звезда «Запретной любви» Кыванч Татлытуг играл за баскетбольные команды «Фенербахче» и «Бешикташ», но после травмы поступил в университет на отделение дизайна.
Есть в Турции и культура просмотра сериалов. Под их просмотр выделяют целый вечер. Кроме того, перед новой серией сериала зрители нередко смотрят озету (перемонтированная версия последнего эпизода без неважных сцен и второстепенных сюжетных линий).
Нынешнее лето фанаты турецкого «мыла» провели без сериалов. Зато осень обещает богатый выбор новых проектов. Поклонники дизи насчитали не менее 35 озвученных продюсерскими компаниями новинок. Также в новом сезоне ожидается продолжение старых проектов с высокими рейтингами, в том числе «Зимородок» и «Клюквенный щербет», конкурировать с которыми будет непросто.
Читайте также:
«Право быть сложным». Режиссёр Сергей Урсуляк о киноиндустрии и новой книге
В кинотеатре «Аврора» прошла премьера фильма Романа Михайлова «Надо снимать фильмы о любви»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (7747) от 12.09.2024 под заголовком «Дизи на потоке».
Комментарии