Диссиденты и декабристы. О чем можно узнать в Музее политической истории России
Не могу не отозваться на заметку «Где объективность?» от 18 сентября. В ней прозвучали упреки в том, что наш музей неуважительно относится к советскому прошлому. Никак не могу с этим согласиться.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
В нашей экспозиции представлены экспонаты и о том, как советские люди поднимали целину, возводили ГЭС и заводы, отправлялись на ударные и комсомольско-молодежные стройки, осваивали природные богатства страны. Почему читательница газеты не увидела дипломы, грамоты, орудия труда новаторов производства, лучшие образцы продукции советской промышленности?
Она сокрушается: «в музее говорится много и подробно о самиздате и солженицынском «Архипелаге ГУЛАГе». Но ведь гораздо большие разделы посвящены достижениям в советском кино, театре, литературе. И диссидентам в нашем музее отведено ничуть не больше места, чем декабристам!
Однако я воспринимаю этот критический отклик как приглашение к диалогу, ведь в музейном сообществе ведутся серьезные дискуссии о том, как отображать советскую эпоху. Мы пытаемся донести такую мысль: политика советской власти, направленная на повышение благосостояния народа, вела не только к улучшению жизни людей, но и к постоянному росту потребностей, которые государство и неэффективный экономический механизм не могли удовлетворить. Это порождало дефицит, «теневую экономику», социальное расслоение - все то, что разрушало систему изнутри. Но наша посетительница (увы, не одна она!), очевидно, не поняла этой сложной концепции и посчитала, что музей мажет советское прошлое лишь черной краской.
И как бы то ни было, Музей политической истории России не музей ностальгии. Суть политической истории - взаимоотношения человека и власти. Наш посыл таков: неважно, в каком государстве жил человек, важно, как жил и работал - по совести, нравственно или нет.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (6557) от 30.10.2019 под заголовком «Диссиденты и декабристы».
Комментарии