В Петербурге обсудили, как получить диплом вместе с опытом

Как выпускнику вуза или техникума наработать необходимый опыт? Только на стажировках и практиках во время учебы, непосредственно на предприятии. Но попасть на стажировку нынешним студентам не так-то и просто. Как разрешить эту проблему - обсудили на площадке регионального отделения Объединенного народного фронта (ОНФ) в рамках проекта «Профстажировки».

В Петербурге обсудили, как получить диплом вместе с опытом | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

При трудоустройстве, как известно, в первую очередь рассматривается не образование, а опыт практической работы, который у выпускника вуза зачастую нулевой. Прежде всего, считает член Общественной палаты РФ координатор проекта ОНФ «Профстажировки» Илья Семин, система специального и высшего образования должна быть заточена на подготовку специалистов по востребованным в будущем профессиям, а не исходить только из сегодняшней реальности. Например, бухгалтеры сейчас очень нужны из-за сложностей налогового законодательства. Однако в перспективе эта профессия попадет в зону риска - скажутся процессы автоматизации бухгалтерского учета, появятся специальные программы, позволяющие делать эту работу без участия людей. Все более актуальными становятся профессии в сфере инженерных и IT-специальностей, а также те, что находятся на стыке разных технических направлений.

Второй момент в обучении - обязательная студенческая практика как хорошая возможность проявить себя и заинтересовать работодателя, чтобы получить впоследствии приглашение на постоянную работу. «Практика должна быть логичным продолжением теоретических знаний», - уточнил Семин. Пока же нужно признать как факт низкую осведомленность молодых людей о том, чем они будут заниматься на рабочем месте. Важна также и творческая мотивация будущих профессионалов, но студенческие работы чаще всего не внедряются в реальное производство. Однако только сотрудничество бизнеса и учебных заведений будет способствовать написанию курсовых и дипломных работ по реальным запросам предприятий. Как следствие - молодые специалисты будут получать больше возможностей для трудоустройства.

Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что Петербургу повезло - здесь расположено не только большое количество крупных компаний, но и множество учебных заведений, готовящих кадры по различным специальностям. Вот только насколько их подготовка соответствует запросам современной экономики? Как посетовал член регионального штаба ОНФ директор школы № 369 Константин Тхостов, существует и проблема с преподавателями - их или не хватает, или их знания уже не коррелируются с современными технологиями. К тому же все вузы и ссузы - заложники бюджетного планирования, не позволяющего быстро перестраиваться. Поэтому они не успевают менять свои образовательные программы под потребности рынка.

Требуется переосмыслить и рынок труда, его структуру и возможности, уверен советник председателя комитета по труду и занятости населения Владимир Чесноков. «Только фармацевтический кластер занимается кадровым проектированием, поэтому знает потребность в людях на весь цикл своего существования, горизонт остальных - в основном один год», - заявил эксперт. По его мнению, нужно уже лет с четырех начинать ориентировать ребенка в профессиях, чтобы к 15 годам он более-менее понимал, чем хочет заниматься во взрослой жизни. В этом смысле есть позитивный пример - проект «КидБург», город профессий, - новый игровой формат досуга для детей, который позволяет осознать ребенку свои склонности к той или иной профессии. Но этого недостаточно для решения задачи в государственном масштабе: процесс профпереобучения должен идти непрерывно, потому что выпускник будет находиться на рынке труда лет пятьдесят, а те профессии, что сейчас значатся в списке топ-20, могут стать неинтересны работодателям уже через десять лет. Также, по мнению Чеснокова, нужно обучать бизнес кадровому проектированию, чтобы тот видел на много лет вперед свою потребность в конкретных специальностях.

Однако не все представители бизнеса согласились с последним утверждением: в нынешних экономических условиях предприниматели не всегда понимают, что с ним будет даже в ближайшем будущем.

Стажировки, конечно, нужное дело, но кто будет их финансировать, - обратил внимание на немаловажный нюанс обсуждаемой темы руководитель дирекции ФАУ «РосКапСтрой» по развитию в Северо-Западном федеральном округе Сергей Зимин. И сам же назвал возможные варианты: списание потраченных средств на затраты или использование образовательных кредитов. Зимин рассказал, что «РосКапСтрой» и Институт управления РАНХиГС запускают совместную обучающую программу для повышения квалификации работников сферы строительства и ЖКХ. Но вот вопрос: какие специальности сейчас наиболее популярны на рынке труда? Точного ответа никто не знает. Гендиректор ООО «Винни Пух» участник конкурса «Лидеры России» Михаил Ветров назвал одно популярное направление - IT-сфера. Он высказал свои наблюдения: сложно найти специалиста, особенно по мобильным приложениям, поскольку в России нет бизнес-образования, ориентированного на быстроменяющиеся технологии.

Председатель регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Панов поддержал общий настрой собравшихся на диалог бизнеса с вузами, дабы те ориентировались в том, «что перспективно, а что отомрет». И предложил для начала составить список дефицитных сегодня профессий.

Внушили оптимизм представители крупного бизнеса, которые взращивают новые кадры в партнерстве с учебными заведениями. Так, гендиректор НП «Союз фармацевтических и биомедицинских кластеров России» Дмитрий Чагин рассказал об успешных профстажировках на профильных предприятиях студентов Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета. «Мы начинаем работать с будущими специалистами еще со школьной скамьи, охватили более 600 школ в России, в том числе 20 - в Петербурге. Находим одаренных ребят с помощью олимпиад и конкурсов. Создана также платформа кадрового развития - «Фарминнотех», где студенты формируют для себя целевые отраслевые компетенции, а потенциальные работодатели могут предлагать им целевое обучение или работу», - сказал Чагин. Старшего коллегу поддержал студент Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета Антон Рыбников, сообщивший, что платформа позволяет писать дипломные работы по заявкам работодателей, а это и интересно, и перспективно.

Однако и у фармацевтического кластера есть кадровые проблемы: руководитель отдела привлечения персонала компании BIOCAD Игорь Анисимов заявил про имеющийся «провал по фундаментальным наукам», например, сложно подготовить гистологов, определяющих строение тканей. Предприятие за прошлый год приняло 106 стажеров, из них лишь 36 взяли на работу. «Нам очень нужны совместные проекты с вузами, потому что во время учебы студентам лишь показывают оборудование, но не дают прикоснуться к нему. Профстажировки помогают нам не только оценить знания студента, но и подготовить его для дальнейшей работы», - отметил Анисимов.

Подытожил дискуссию депутат Госдумы Сергей Вострецов: и студенты, и предприниматели заинтересованы в стажировках, но действующее законодательство, регулирующее образовательную сферу, практически не затрагивает вопрос прохождения практики. «Это не способствует ответственности учебных заведений и предприятий в поиске мест прохождения стажировок. Ситуацию необходимо изменить», - добавил Вострецов. По его словам, все предложения по итогам «круглого стола» будут направлены в профильные министерства.

МЕЖДУ ТЕМ

В Европе давно и успешно действует система дуального образования, которая совмещает обучение теории в учебных заведениях с практикой на предприятиях. Она отличается от привычной производственной практики, известной нам по советским временам, тем, что встроена в систему обучения: три дня в неделю - учеба, два дня - на предприятии, где вырабатываются необходимые для данного производства компетенции. Молодые люди, сочетающие обучение с производственной деятельностью, часто остаются работать на обучающем предприятии. Для производства дуальное образование - это возможность подготовить для себя кадры в соответствии со своими требованиями, экономя на расходах по поиску и выбору работников, их переквалификации и адаптации.

Ранее портал МИА МИР сообщал о том, что всероссийский студенческий союз отметил свой День рождения.

#обучение #студенты #практика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 017 (6370) от 31.01.2019 под заголовком «Диплом вместе с опытом».


Комментарии