Диплом решает всё? ВЦИОМ представил результаты опроса россиян о высшем образовании
ФОТО RUT MIIT on Unsplash
Как показывают результаты исследования, общественные представления о мотивах получения высшего образования за последние 20 лет претерпели колоссальные изменения. Если раньше обретение заветной «корочки» по большей части служило гарантией успешного трудоустройства, то сегодня оно все чаще воспринимается шире — и как социальный лифт, и как инвестиция в человеческий капитал. Впрочем, говорить, что профессиональная мотивация уходит на второй план, пока не приходится: как и в прошлые замеры, диплом о высшем образовании для россиян прежде всего служит залогом успеха на рынке труда.
Топ-3 мотивов получения диплома сегодня выглядит так: чтобы иметь его для трудоустройства на хорошую работу (38 %, -10 пунктов к данным 20‑летней давности); чтобы получить специальные знания, стать хорошим профессионалом (26 %, без изменений к 2004 г.); чтобы сделать карьеру (22 %, -6 пунктов). О расширении кругозора респонденты говорят немногим реже, чем о получении специальных знаний, — 21 %, в 2004 г. разрыв между приобретением специальных знаний и расширением кругозора был заметно больше (26 % против 15 %). Сегодня обучение в высшем учебном заведении чаще, чем когда‑либо прежде, воспринимается россиянами как социальный лифт: о возможности повышения социального статуса, смены окружения в ходе октябрьского опроса заявили рекордные 18 % — это вдвое больше в сравнении с 2004 г. (9 %) и на 5 пунктов — в сравнении с прошлым замером (2019 г. — 13 %). Социальное давление («потому что сегодня так принято») мотивом получения высшего образования считают 11 %, или каждый девятый (2019 г. — 18 %), реже упоминается возможность оказаться в культурной, образованной среде (7 %) и получить отсрочку от армии (5 %).
Высшее образование все чаще воспринимается россиянами как желательное, но необязательное условие успешного трудоустройства. В ходе опроса шесть из десяти наших граждан выразили согласие с тем, что оно обеспечивает успешную карьеру и облегчает достижение жизненных целей (60 %), число сторонников этой точки зрения планомерно снижается, в более ранние замеры (до 2015 г.) ее разделяли 72 – 76 %, или на 12 – 16 п. п. больше, чем в наши дни. Около трети опрошенных сегодня не поддерживают такую точку зрения (35 %).
Еще охотнее респонденты соглашаются с тем, что значимость высшего образования часто преувеличивают и в наше время без него можно сделать удачную карьеру, устроить свою жизнь (65 %). За редким исключением (см., например, 2023 г.) эта точка зрения доминировала на протяжении всего периода наблюдений, тогда как в 2008‑м ответы россиян разделились поровну: 45 % согласились с тем, что роль высшего образования преувеличена, 44 % — не согласились; сегодня доля несогласных ощутимо ниже — 30 %.
В последние пять лет мнение, согласно которому люди без высшего образования обречены на низкооплачиваемую и непрестижную работу, напротив, теряет актуальность. В текущем замере доля россиян, разделяющих эту точку зрения, опустилась до рекордно низких 31 %, тогда как вплоть до 2018 г. она колебалась в пределах 41 – 46 %. Большая часть опрошенных с вышеуказанным суждением сегодня не согласны (66 %).
За последние три года оценки доступности высшего образования несколько улучшились, вернувшись к значениям 2016 г., — сегодня, как и восемь лет назад, 38 % считают, что оно стало более доступным для россиян, чем в советские годы (38 %, +6 пунктов к данным 2021 г.). При этом у большинства граждан равенство образовательных возможностей по‑прежнему вызывает вопросы: каждый второй отмечает снижение его доступности в сравнении с советским периодом (52 %), три года назад такой ответ давали 59 %, а пять лет назад — 63 %.
Читайте также:
Семья в системе российских ценностей. Результаты опроса ВЦИОМ
Налог на бездетность: за и против. Результаты опроса ВЦИОМ
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (7807) от 06.12.2024 под заголовком «Диплом решает все?».
Комментарии