Дезертир с медсправкой. Почему россияне избегают вакцинации?

Стоит признать: объявленные в июне добровольно-принудительные меры по вакцинации сработали. Общее количество вакцинированных в стране перевалило за 20%. Петербург и Ленобласть пока чуть уступают общероссийским цифрам и существенно отстают от московского региона, где уже достигли 30%. Но и у нас динамика очевидна: весной в Петербурге первым компонентом прививались 3 – 5 тысяч человек в день, а сейчас – около 20 тысяч. Можно спорить об отдельных деталях, об излишнем крене в сторону «кнута» в ущерб «прянику», о недостаточно развернутой сети прививочных пунктов и слабой рекламной кампании. Но в целом взятый в июне на вооружение подход верен, что подтверждается и неплохими результатами.

Дезертир с медсправкой. Почему россияне избегают вакцинации? | ФОТО Владимира ГЕРДО/ТАСС

ФОТО Владимира ГЕРДО/ТАСС

И все-таки даже нынешняя «мягкая» обязаловка вызывает ответную реакцию. Знакомые рассказывают о том, как покупают себе справки о медотводе. Рассказывают даже с некоторой гордостью: дескать, власть нас заставляет, а мы все равно ее обхитрим.

В принципе покупать разные «бумажки» в России давняя традиция –  это осуждается законом, но не общественным мнением. Кому-то это экономит время, кому-то помогает решить более серьезную проблему. Покупают медсправки для водительских удостоверений и ношения оружия, диагностические карты, дипломы и, наконец, «белые билеты». Этого особо и не стыдятся.

Только вот есть нюансы. Одно дело купить тот же «белый билет» в мирное время, и другое –  во время войны. Тогда ведь тоже некоторые персонажи ухитрялись делать медотводы, но считалось это поступком настолько постыдным и презираемым, что данные персонажи скрывали это потом всю жизнь.

А ведь пандемия, по сути, тоже война, причем со сравнимым количеством жертв. Счет идет на миллионы даже по официальным данным, а реальные потери можно будет оценить только годы спустя. Вакцинироваться –  значит встать в этой войне с вирусом на сторону людей. И в некоторых странах, в том числе и вполне демократических, эту военную аналогию проводят довольно четко. Так, например, в Израиле, где вакцинация была относительно добровольной, организована она была, по словам местных жителей, в точности как военная кампания.

Раз идет война –  то и покупатель медотвода становится в этой войне дезертиром. Не понимая, что рискует он не меньше, а даже больше «солдат»: доказано, что тяжело заболевают и умирают в основном непривитые.

Вообще в случае с прививками и антипрививочниками логика воинской храбрости выворачивается наизнанку, и это до сих пор осознают не все. Для многих своеобразная удаль состоит в том, чтобы пренебречь мерами безопасности –  как мушкетеры под пулями на бастионе Сен-Жерве. Но ведь на нынешней войне антипривовочники фактически воюют на стороне противника. Сегодня истинная доблесть заключается в разумной осторожности. Такое и на войнах бывало не раз: побеждают все-таки выжившие.

Разумная осторожность нужна и привитым. Вакцина –  это дополнительная защита от вируса, как доспехи или бронежилет. Она не гарантирует безопасность на 100%, хотя и сильно увеличивает шансы выжить. Поэтому важно не впадать в крайности, не пренебрегать эпидемиологическими запретами и мерами предосторожности.

Что до российских, и особенно петербургских, властей, то им тоже стоит почаще вспоминать о военных аналогиях. У властей есть сегодня стопроцентное моральное право на жесткие меры по отношению к покупателям медотводов, сертификатов и прочих справок, подрывающих нашу общую борьбу с ковидом.

Впрочем, здесь нужно сделать оговорку. Применять жесткие меры можно только в том случае, если сам процесс вакцинации технологически идет без проблем, а единственным камнем преткновения остается нежелание людей прививаться. Примерно так это было, хотя и с некоторыми оговорками, весной, когда желающих было мало. Теперь же в ряде поликлиник трудности возникают даже у тех, кто собирается привиться обычным «Спутником V».

«КовиВак» и вовсе превратился в дефицит –  в очередь на него, по последним данным, записаны 17 тысяч человек. Сомнительно, правда, что эта вакцина действительно так важна для столь большого количества людей –  большинство из них наверняка могли бы привиться и проверенным «Спутником». Но если уж государство предоставляет право выбора, то должно обеспечить и возможность этот выбор реализовать.

Огромной проблемой остается и вакцинация мигрантов, которые в силу социальных причин представляют собой очевидную группу риска.

Заявки на их вакцинацию начали принимать лишь в середине июля, сроки самой прививочной кампании до сих пор неизвестны. Налицо та же самая непозволительная медлительность, которая загубила основную кампанию вакцинации минувшей весной. Ведь одних непривитых мигрантов вполне достаточно, чтобы вирус продолжал гулять в нашем городе.

И, наконец, по-прежнему остаются проблемы с информационным обеспечением кампании. На социальной рекламе продолжают экономить, четких данных не хватает даже врачам. И это целиком на совести нынешнего руководства Минздрава и Роспотребнадзора.

Между тем

Как заявил первый заместитель председателя петербургского комитета по здравоохранению Андрей Сарана, единственной причиной отказа от прививки против коронавируса является официальный медотвод, который может выдать только квалифицированный врач.

Причиной для такого заключения могут стать хронические заболевания или противопоказания к процедуре. Однако, чтобы исключить появление поддельных справок, некоторые медучреждения в городе уже создали специальные комиссии для контроля над числом выписанных заключений о противопоказаниях к прививкам.

#вакцинация #коронавирус #справки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (6970) от 21.07.2021 под заголовком «Дезертир с медсправкой».


Комментарии