Депутаты Госдумы рассмотрят законопроект о молодежной политике в РФ

В сентябре депутаты Государственной думы вернутся с каникул и приступят к рассмотрению законопроектов, связанных с поправками в Конституцию. В их планах – и проект закона «О молодежной политике в Российской Федерации», внесенный в парламент 22 июля нынешнего года.

Депутаты Госдумы рассмотрят законопроект о молодежной политике в РФ | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

До настоящего времени в России нет федерального закона о государственной молодежной политике. В большинстве регионов свои «молодежные» законы имеются, но приняты они были много лет назад и морально устарели.

Для обывателя необходимость специального такого закона неочевидна, тем не менее правовое регулирование политики государства в отношении молодежи в нашей стране пытались ввести еще в 1998 году, когда появился проект закона 

«Об основах государственной молодежной политики в РФ». Правительство дало отрицательное заключение на этот законопроект, определив его как преждевременный и непроработанный. Однако документ был принят Госдумой в первом чтении, а в 1999-м – во втором и третьем чтениях. Но в июле Совет Федерации его отклонил, сославшись на декларативность и большие затраты при реализации.

В итоге была создана специальная комиссия, и согласованный вариант текста в октябре 1999 года утвердили и Госдума, и Совет Федерации. Тем не менее в ноябре того же года президент Борис Ельцин наложил на закон вето.

В июле 2000 года Госдума вновь вернулась к рассмотрению «молодежного» закона. По итогам голосования вето президента на закон «Об основах государственной молодежной политики в РФ» не было преодолено. И до настоящего времени в стране действуют «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года», утвержденные распоряжением правительства в 2014-м.

Одна из поправок в Конституцию, утвержденных общенациональным голосованием 1 июля нынешнего года, определяет необходимость и цели государственной молодежной политики, проводимой всеми ветвями власти.

В нынешнем законопроекте, внесенном в Госдуму, молодежная политика определена как «сфера совместного сотрудничества, активного взаимодействия и ответственности государства, институтов гражданского общества, непосредственно самих молодых граждан». Документ закрепляет единый понятийный аппарат в сфере молодежной политики, например, что такое «молодежь», «молодая семья», «молодежные общественные объединения». Он предлагает повысить предельный молодежный возраст с 30 до 35 лет (такова и мировая тенденция), что позволит увеличить численность молодых россиян на 12,7 млн человек. К слову, депутаты-разработчики считают, что благодаря расширению возрастных рамок большее число граждан смогут воспользоваться мерами государственной поддержки, предназначенной для молодых.

Целями же молодежной политики являются защита прав и законных интересов молодежи, обеспечение равных условий для ее духовного, культурного, профессионального, социального и физического развития, а также создание условий для ее участия во всех сферах жизни общества, повышение уровня межэтнического и межконфессионального согласия в молодежной среде, поддержка молодых семей и улучшение демографической ситуации.

Основные направления реализации этой политики будут включать в себя «формирование гражданственности, патриотизма, преемственности традиций», поддержку молодых семей, инвалидов и молодых людей в трудной жизненной ситуации, помощь в решении жилищных проблем, предоставление социальных услуг. Отдельное внимание будет уделено социально значимым инициативам и молодежному предпринимательству, содействию в трудоустройстве, поддержке талантливых молодых людей, в том числе ученых, образованию молодежи и организации досуга, отдыха, оздоровления и занятий спортом.

Предусмотрено и участие самих молодых людей и молодежных организаций в молодежной политике. Так, статья 7-я законопроекта закрепляет на федеральном уровне деятельность молодежных парламентов.

По словам председателя комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга Юлии Аблец, работа с молодежью благодаря новому законопроекту после снятия карантинных ограничений может стать еще более продуктивной. «Он вводит ключевые понятия: что такое молодежь? Кто является субъектами молодежной политики? Как распределяются полномочия между органами федеральной власти, субъектами? Какие полномочия есть у муниципалов? А это вообще отдельный прорыв, поскольку очень часто умалчиваются возможности муниципальных органов власти. А их в действительности очень много. И важно, чтобы все это было выстроено в единую, четкую систему», – считает глава профильного комитета Смольного.

Данный законопроект обсудили недавно в Общественной палате Санкт-Петербурга на расширенном заседании комиссии по молодежной политике, развитию добровольчества, патриотическому воспитанию и спорту. Заместитель председателя ОП Станислав Еремеев отметил, что законопроект станет основой для реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях. «Документ создает фундамент для правового регулирования молодежной политики, что означает переход на качественно новый этап выстраивания молодежной политики в стране», – отметил Еремеев.

По словам представителя комитета по образованию Андрея Финагина, увеличение крайнего возраста до 35 лет позволит учителям, среди которых много молодых людей, воспользоваться мерами государственной поддержки и участвовать в молодежных инициативах.

При этом некоторые положения законопроекта в ходе обсуждения подверглись критике. В частности, член Общественной палаты Андрей Малков считает, что само название законопроекта выглядит спорным. По его мнению, использование термина «молодежная политика» вместо «государственной молодежной политики» приводит к фактической ломке законов и иных нормативных правовых актов, действующих на всех уровнях. Малков нашел и размытые формулировки, допускающие различные толкования, – «активное межведомственное взаимодействие», «возможности для улучшения своего положения», «глобальная конкурентоспособность»...

Его коллега по палате Ирина Артюхова заметила, что неясно, кто будет нести ответственность за реализацию основных направлений молодежной политики и как именно будет происходить «патриотическое и духовно-нравственное воспитание» молодых семей. Кроме того, по ее словам, законопроектом не определен ряд понятий – субъектов молодежной политики, не раскрыто содержание термина «инфраструктура молодежной политики», не предусмотрена возможность учреждения наград, премий, стипендий региональными властями.

Однако в целом участники обсуждения одобрили проект федерального закона и направили свои замечания в Общественную палату РФ. «Соответствующие законы субъектов Российской Федерации будут приведены в соответствие с федеральным законом, который, надеюсь, будет принят», – резюмировала председатель Общественной палаты Санкт-Петербурга Ирина Соколова.

#Госдума #депутаты #законопроект #молодежь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 153 (6751) от 28.08.2020 под заголовком «Молодежи да прибудет».


Комментарии