Демонстрационный экзамен может стать обязательным для выпускников колледжей
В России хотят по максимуму увязать процедуру независимой оценки квалификации и государственной итоговой аттестации, превратив их в единое испытание для выпускников системы профессионального образования (СПО). Однако пока вопросы в деле их совмещения все же остаются.
ФОТО Pixabay
Как было отмечено во время состоявшейся в октябре всероссийской научно-практической конференции с участием десятков экспертов из 32 регионов страны, повышение качества среднего профессионального образования — вопрос принципиально важный. Увы, пока оно оставляет желать лучшего: в 2018 году, к примеру, независимый профэкзамен сдали только 38 % студентов. И хотя в 2024‑м статистика улучшилась (73 %), результат очевиден — около четверти завершающих обучение в ссузах пока не могут сдать экзамен на профессионализм на должном квалификационном уровне.
В этой связи заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций (НАРК) Алла Факторович заявила о необходимости сопряжения независимой оценки и демонстрационного экзамена с процедурой государственной итоговой аттестации (ГИА), чтобы выявить уровень профессиональных компетенций, обеспечивающих безбарьерный выход выпускников колледжей на рынок труда и их готовность к эффективной самостоятельной профессиональной деятельности.
Эксперт пояснила: с 2018 года 27 советов по профквалификациям и более трехсот колледжей страны при методической поддержке Национального агентства развития квалификаций реализуют проект по применению независимой оценки при проведении промежуточной или государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО. За это время удалось разработать методику и протестировать три сценария сопряжения различных форм ГИА и профэкзамена — вплоть до взаимозачета с полным признанием результатов. По мнению Аллы Факторович, это не только позволяет упростить процедуру оценки качества выпускников, но и помогает колледжам получить реальную обратную связь о сильных и слабых сторонах образовательных программ и конкретные рекомендации по их доработке. «Работодатели подтверждают: сроки адаптации выпускников, получивших свидетельство о квалификации, сократились в среднем с полугода до месяца», — резюмировала она.
По мнению заместителя руководителя базового центра подготовки кадров НАРК Егора Кулебякина, совмещение процедур ГИА и независимой оценки квалификации в СПО вполне возможно. Однако для этого необходимо соотнести требования профстандартов с аналогичными для образовательных программ, формировать экзаменационные комиссии с включением экспертов центра оценки квалификаций, заключать соответствующие договоры и сделать еще ряд шагов. Причем изобретать велосипед не надо, так как НАРК уже разработало рекомендации по совместному проведению экзамена ГИА-НОК в системе СПО.
Аналитики убеждены: если существующие проблемы между разными вариантами оценки квалификации выпускников ссузов в России удастся устранить на уровне демонстрационного экзамена, эти достижения легко можно будет распространить и на методологию оценки качества профессионального образования в целом.
Читайте также:
Иногда четвёрка лучше пятерки. Какие высокие технологии есть у среднего профобразования?
Учат договариваться: студентов проверили на умение выходить из конфликтных ситуаций
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2119 (7795) от 19.11.2024 под заголовком «Испытание проходит экзамен».
Комментарии