Чужой спутник. Как обеспечить безопасность связи?

За последние годы доля иностранного спутникового оборудования в России значительно выросла: сейчас на территории страны работают 69 спутниковых систем, из них 49 — иностранные. Использование сетей связи, которые находятся под юрисдикцией других государств, создает условия для выхода внутрироссийского трафика за пределы национальной информационной инфраструктуры и дает доступ в Интернет в обход системы оперативно-разыскных мероприятий.

Чужой спутник. Как обеспечить безопасность связи? | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

В Комитете Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи недавно обсуждался законопроект «О внесении изменений в статьи 39 и 46 федерального закона «О связи», который вскоре будет рассматриваться во втором чтении. Целью его является предотвращение угроз национальной без­опасности, вызванных неконтролируемым ввозом и использованием в России иностранных абонентских терминалов, а также спутниковых систем связи и доступа в сеть Интернет.

Член комитета Антон Горелкин пояснил, что ко второму чтению в проекте учтены все замечания, а также внесены дополнения, которые приобрели особую актуальность в свете жестких вызовов со стороны Запада.

Речь идет о поправках, которые позволят добиться структурного порядка в сегменте операторов связи. В настоящий момент законодательство позволяет любому юридическому лицу получить лицензию на оказание услуг связи, чем воспользовались многие недобросовестные организации, которые получали лицензию на такую деятельность, но не вели ее. В результате на рынке оказалось около 25 % лицензированных организаций, не оказывающих услуги связи.

Это несоответствие выявили специалисты Роскомнадзора в ходе проверок, которые прошли в рамках выполнения требований закона о суверенном Рунете. Заместитель руководителя ведомства Олег Терляков подтвердил, что его коллеги столкнулись с большим количеством так называемых бумажных операторов связи, что заставило Роскомнадзор проводить целые расследования по поиску номинальных компаний и выяснять их местоположение, юридический адрес, положения узлов связи с привлечением Федеральной службы безопасности РФ.

«Мы и ФСБ сегодня тратим огромное количество ресурсов, так как приходится проводить оперативные мероприятия, чтобы выяснить, где они находятся. В итоге в связи с директивой проводить оперативные проверки операторов связи катастрофически выросла нагрузка на службу, вынужденную заниматься операторами, которых не существует», — сказал Терляков. При этом он подчеркнул, что законопроект не создаст проблем действующим отечественным операторам, так как отчетная нагрузка по сбору данных будет минимизирована — в нее войдут только объекты инфраструктуры и количество абонентов.

Член профильного комитета Госдумы Антон Немкин напомнил, что еще в 2016 году была утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, которая предполагает снижение зависимости от зарубежных информационных ресурсов и технологий и импортозамещение в области спутниковой связи и Интернета. «Еще тогда в числе приоритетных направлений было обозначено развитие отечественной космической индустрии, технологий контроля над работой спутников. В соответствии с этой установкой, разрабатываются специальные правительственные программы, и концепция данного законопроекта ориентирована исключительно на решение подобного рода задач», — сказал парламентарий.

По мнению членов комитета, эффективное решение найдено: действующий федеральный закон будет дополнен положениями, которые обяжут операторов связи подтверждать фактическую деятельность ежегодным отчетом. В случае непредставления такого отчета или при подаче заведомо недостоверных сведений лицензия на оказание услуг связи будет отозвана.


#безопасность #связь #законопроект #спутники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (7208) от 12.07.2022 под заголовком «Как обеспечить безопасность нашей связи?».


Комментарии