Чудеса преображения на острове Кижи. Завершились реставрационные работы Церкви Преображения Господня

Недавно знаменитая 22‑главая церковь Преображения Господня (1714 г.) на острове Кижи в Карелии открылась после масштабных реставрационных работ. Впервые за сорок лет. История этой длительной реставрации почти так же уникальна, как и сам памятник. Ранее примеров восстановления такого сложного сооружения из дерева не было не только в России, но и в мире. Как это было, рассказала популяризатор истории Карелии, ранее — руководитель отдела выставок историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи», а ныне старший научный сотрудник Музейного агентства Ленинградской области Татьяна Бердашева.

Чудеса преображения на острове Кижи. Завершились реставрационные работы Церкви Преображения Господня | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Реставрация в подвешенном состоянии

В начале XIX века 37‑метровую Преображенскую церковь, которая к тому времени из‑за отсутствия фундамента уже отклонялась по вертикали, обшили тесом, а позже обили железом главы храма. В 1965 году храм впервые закрывали на ремонт, который продлился около года.

«Но уже в начале 80‑х годов прошлого века эксперты признали, что церковь находится в критическом состоянии, — рассказывает Татьяна Бердашева. — Храм закрыли для доступа посетителей. Был разобран иконостас, сняты потолки и полы. Внутри был установлен металлический каркас, который держал здание как скелет, страхуя от обрушения. На этом реставраторы взяли паузу и долгое время решали, как этот уникальный объект восстановить, какую методику выбрать».

Классическая переборка деревянного храма, то есть его полный демонтаж, а затем сборка из старых, обновленных и новых бревен, была рискованной — гарантии, что разобранное здание удастся собрать заново, не было. О том, чтобы заменить уникальный исторический архитектурный объект на новодел, и речи не шло.

В 1990 году архитектурный ансамбль Кижского погоста наряду с Московским Кремлем был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. А в 2000 году команда специалистов под руководством Владимира Степановича Рахманова предложила концепцию реставрационного проекта храма, реализация которого заняла два десятка лет. В ее основе было использование уже созданного внутри церкви металлического каркаса.

Так как сруб памятника был возведен по безгвоздевой схеме, его разделили на семь независимых друг от друга технологических поясов, каждый из которых с помощью специального оборудования вывесили на металлический каркас.

«Храм в буквальном смысле подвесили в воздухе, — объясняет Татьяна Бердашева. — Последовательная переборка конструкций памятника велась снизу вверх: после реставрации нижнего яруса его возвращали на место, и мастера брались за следующий. Каждое бревно вынимали вручную и перевозили на территорию небольшого реставрационного завода, который был специально построен на острове. Бревна поштучно исследовали, «лечили», обрабатывая специальным материалом, высушивали, давали некоторое время полежать и только потом ставили на место».

В некоторых бревнах с хирургической точностью «протезировали» или защищали «коронками» испорченные и сгнившие фрагменты (для этого было отобрано более тысячи сосновых бревен, древесина которых максимально схожа по качеству с исторической.

«Важно понимать, что исторические бревна, о которых идет речь, простояли в срубе триста лет, а до этого они еще сто лет росли в лесу, — продолжает специалист. — На некоторых бревнах есть отметки топора, следы того, как их связывали в плоты, чтобы привезти из леса по воде, потому что сам по себе остров всегда был «лысым». В карельском климате дерево растет долго, его годовые кольца располагаются друг к другу близко, за счет чего древесина получается достаточно плотной. В срубе церкви в основном использована сосна: кроме того что это прямое дерево с плотной древесиной, оно еще и смолянис­тое, а смола способствует природной консервации древесины, ее не любят вредные жучки».

Самым большим плюсом выбранного метода реставрации было то, что церковь не разбиралась полностью. Ее основная часть осталась стоять на своем месте, в том же объеме и с прежним силуэтом. Более того, удалось решить главную задачу реставраторов — сохранение подлинности памятника. Благодаря тщательной реставрации (а не замене) родных бревен получилось сберечь две трети исторической древесины.

В работе применялись как современные инструменты, так и классические топоры и тесла. А в самих работах участвовали не только профессиональные реставраторы и архитекторы, но и жители острова, прошедшие экспресс-обучение в реставрационном центре.

«Несмотря на то что традиционная срубная постройка имеет в своей основе безгвоздевую конструкцию, благодаря которой и появилась возможность применить этот реставрационный метод, в Преображенской церкви гвозди все‑таки есть, — уточняет Бердашева. — Их ни много ни мало — сто тысяч. Без единого гвоздя собран сруб, на котором стоит церковь высотой с многоэтажный дом. А гвозди использовали для крепления декоративных элементов, лемехов и других мелких деталей».

Возвращение «небес»

Сегодня в храме воссоздан и подлинный интерьер. Вернулся уникальный четырехрядный золоченый резной иконостас длиной 25 и высотой 7 метров. Он располагается на семи стенах, как бы обнимая прихожан. В иконостасе 193 детали и 110 икон. Еще одна икона хранится в фондах музея.

«У этого иконостаса, который сохранился практически в первоначальном виде, интересная история, — рассказывает Татьяна Викторовна. — Во время Великой Отечественной войны, когда территория Заонежья (в том числе и остров Кижи) была оккупирована финскими войсками, он был вывезен в Финляндию, но после войны финны все вернули. А вот такая характерная деталь северной церкви, как «небеса» — клиновидные потолочные иконы, была утрачена. В отличие от иконостаса вывезти их в Финляндию не удалось: из‑за своих размеров (около 5 метров в длину) они не поместились в поезд и их оставили в Пет­розаводске. В архивах сохранился документ (служебная записка) о том, что сторож местного дома культуры зимой 1945 года росписи купола Преображенской церкви истопил на дрова».

На данный момент сохранились тябла и замковое кольцо, куда вставлялись иконы. Интересно, что на замковом кольце молитва «Отче наш» написана в зеркальном отражении — это уникальный случай. Для чего это было сделано, неизвестно. Есть исторически не подтвержденные версии, что слова могли отражаться в купели, а может быть, это делалось для того, чтобы их мог прочитать Бог.

Существуют и черно-белые фотографии «неба». Работы по его восстановлению продолжаются и сегодня. В 2022 году проведено исследование художественных особенностей этих икон по сохранившимся черно-белым изображениям и выполнена работа по определению цветового ряда потолочной живописи. Были получены интересные результаты по совпадениям «почерка» иконописцев на иконах «неба» церкви Преображения Господня и в других храмах Заонежья.

«В Заонежье была сильная школа иконографии, — продолжает Бердашева. — Поскольку иконописцы сами делали натуральные краски, опираясь на сохранившиеся иконы, можно предположить, какие цвета могли использоваться в иконах Преображенской церкви, и восстановить их».

Мастера, прихожане, туристы

Во время реставрационных работ на объекте была установлена веб-камера, которая через музейный сайт круглосуточно транслировала, что происходит на рабочей площадке. Также музей продолжал принимать туристов.

Несмотря на то что церковь — музей, она освящена. В 2021 году впервые после 1937 года было проведено торжественное богослужение и крестный ход вокруг Кижского погоста.

Остается добавить, что Музейное агентство Ленобласти с 23 сентября проводит в петербургском выставочном зале «Смольный» выставку «Чудо Преображения» (6+), посвященную реставрации церкви Кижского погоста. На ней представлено более 50 экспонатов. Это оригинальные исторические бревна, которые не удалось «вылечить», плотницкие и столярные инструменты, в том числе из частной коллекции кижского мастера, который принимал непосредственное участие в реставрационных работах, инструменты резчика иконостасной рамы, предметы из интерьера церкви и облачения священнослужителей. Эта выставка будет интересна всем, кто интересуется культурой Русского Севера, особенно специалистам-реставраторам.

Читайте также:

В Кингисеппе завершился реставрационный ремонт Екатерининского собора

В византийском стиле: история церкови Смоленской иконы Бо­жией Матери


#Кижи #Церковь Преображения Господня #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (7761) от 02.10.2024 под заголовком «Чудеса преображения на острове Кижи».


Комментарии