Чтобы труд поумнел. Почему в России часто травмируются строители

У первого в России полигона «по технике безопасности» миссия: снизить травматизм и гибель в строительстве. Те кошмарные кадры из Интернета не забудешь: январь 2020 года, рушится громадина СКК «Петербургский», по падающей крыше бежит человек. Последние секунды жизни 29-летнего сварщика. По материалам расследования – был обучен, проинструктирован. Но нарушил правила по технике безопасности.Строительная сфера в России – рекордсмен по травматизму и гибели на производстве. В 75% случаев причина – человеческий фактор. И часто – «личное пренебрежительное отношение к собственной безопасности», как комментируют в главном «строительном» вузе Петербурга ГАСУ.

Чтобы труд поумнел. Почему в России часто травмируются строители | Молодец: каску надел, перчатки, спецодежду. Но в соблюдении техники безопасности, кажется, что-то упустил. / ФОТО Семена ЛИХОДЕЕВА/ТАСС

Молодец: каску надел, перчатки, спецодежду. Но в соблюдении техники безопасности, кажется, что-то упустил. / ФОТО Семена ЛИХОДЕЕВА/ТАСС

Липовые медосмотры и басня Крылова

За восемь месяцев 2021 года в Петербурге произошло 156 несчастных случаев в строительстве. Смертельных – 77. В прошлом году – 185 несчастных случаев, из них 102 смертельных.

По России тенденция примерно такая же: 10 лет назад был очень высокий травматизм, начал снижаться лет пять назад, последние два года вроде бы резко не растет, но и не снижается, комментирует Мария Наседкина, зампред комитета по страхованию национальной организации строителей «Нострой».

Это притом что есть план по снижению производственного травматизма в сфере строительства и ЖКХ. Есть «международная» концепция Vision Zero, «Нулевой травматизм» – разработана Международной ассоциацией социального обеспечения, для России это тоже ориентир.

Статистика несчастных случаев в строительстве растет в основном за счет так называемых общих заболеваний, говорит замруководителя Госинспекции труда в Петербурге Сергей Смаженюк. Это когда работу выполнял человек, у которого к ней противопоказания, а медосмотр был липовым:

Зачастую частные медицинские организации показывают неудовлетворительное качество этих осмотров.

Летом 2019 года в России появились новые, более строгие, стандарты по технике безопасности. А вообще-то еще в 2016-м Минтруда велело: любая компания и организация должны начинать свою деятельность с того, чтобы разработать и внедрить у себя системы охраны труда.

Но, по словам Сергея Смаженюка, 90% работодателей воспринимают это как излишнюю нагрузку. «Не понимают, что это фундамент, в том числе повышения производительности». В результате разные службы (охраны труда, главного инженера, технического директора и т. д.), как в басне, тянут в разные стороны. А когда происходит несчастный случай – перекладывают ответственность друг на друга.

Проверки стройпредприятий участились и ужесточились. За восемь месяцев этого года прошло около 2400 проверок; за тот же период 2020-го было около 2200, и это с учетом прошлогодней пандемийной приостановки работы и строек, и инспекции.

Есть проверки плановые: строительство относится к опасным отраслям, поэтому минимум раз в три года любую стройорганизацию должна проверять инспекция по труду. Есть неплановые: такие проводятся, понятно, после несчастных случаев, а также из-за поручений российского правительства (оно обеспокоено условиями труда мигрантов – самых частых жертв) или из-за жалоб на нарушение трудовых прав.

Но если посмотреть, на что рабочие жаловались, то, получается, не на то, что работодатель не обеспечил, дескать, безопасность. А, допустим, на невыплаты. В прошлом году рабочих отправляли в «пандемийные» неоплачиваемые отпуска – потому и жалоб было на 30% больше, чем в нынешнем, более спокойном для рынка.

Сколько проверок – столько и нарушений

В 2021 году «Нострой» проанализировал проверки, проведенные трудовой инспекцией в Петербурге, с вполне позитивным посылом: хотели выявить отличников. Те строительные предприятия, у которых нарушений нет. Ну хотя бы нет существенных.

Обрадовать нечем, констатировали в «Нострое».

Нет организаций, у которых отсутствуют нарушения по охране труда в строительстве, – говорит Мария Наседкина. – Таких просто не существует.

Количество плановых проверок – 3046, количество нарушений – 3046. Внеплановых проверок 2062 – 2062 нарушения.

Слава богу, что большинство строительных организаций относятся серьезно и стараются нарушение быстро устранить.

Почему так? Компании экономят? Штрафы мелкие?

Да нет. Как говорит Сергей Смаженюк, штрафы сейчас такие, что «строжить» уже некуда. Если выяснилось, что сотрудники не проходили обучение, компания платит штраф не «оптом», а за каждого «необученного». С медосмотрами – то же самое: не в целом, а за каждого. Это миллионы рублей. Не говоря о выплатах при несчастных случаях.

Поэтому, считает Мария Наседкина, компаниям выгоднее сразу закладывать в смету все меры по охране труда. Надо полагать, это закладывается и в квадратный метр будущего жилья. Но, будьте уверены, это куда меньше, чем закладывать в них штрафы и выплаты покалеченным и семьям погибших.

Самая большая мотивация была бы для руководителя строительной компании, если бы он понимал, что может наступить уголовная ответственность, – считает Сергей Смаженюк.

Но у работодателя есть обходной маневр. Принять человека на работу не по трудовому договору, а по ГПХ, договору гражданско-правового характера. И вот удивительное совпадение: большая часть несчастных случаев на стройке происходит как раз с работниками на договорах ГПХ.

Еще одно совпадение. Если такой работник покалечится или погибнет, то как-то так получается, что виноватым оказывается он сам, так уж сложилась судебная практика.

Себя не жалко

Июль 2021 года, новостройка на Плесецкой улице: при погрузочно-разгрузочных работах строитель упал с балкона 5-го этажа. Погиб. Не было ограждений, не было инструктажа.

Тоже в июле: строящийся объект в Юнтолове, рабочий упал с 16-го этажа при разборке конструкций. Предположительно, причина – не было защитных ограждений.

Мария Наседкина говорит: как бы несчастный случай потом ни классифицировали, кто бы ни был виноват – а все равно: едва ли не любой из этих трагедий не случилось бы, если бы сам работник с большим уважением относился к потенциальной опасности.

Основные риски в строительстве: падение с высоты, неправильное использование средств индивидуальной защиты (это у нас СИЗы – антиковидные маски-перчатки, а у строителей всегда – каски, респираторы и тому подобное), сложные погодные условия, сжатые сроки, беспорядок на площадке, текучка кадров – перечисляет завкафедрой техносферной безопасности СПбГАСУ, директор Научно-образовательного центра охраны труда в строительстве Виталий Цаплин.

Но главная причина, подтверждает: пренебрежение безопасностью. И у работодателя, и у самого работника.

Об учебно-тренировочном полигоне «Умный труд» газета писала в 2019 году, тогда только начиналось обустройство «площадки нового типа». Такие «типы» не новость в соседней Финляндии: там на них выезжают целыми предприятиями, чтобы освежить знания правил ТБ.

Финны в свое время поняли: инструктажи и зубрежка правил информируют, но, как бы это сказать... Не вызывают уважения к опасности.

И стали делать тренировочные площадки, которые смахивают на легкую версию аттракциона ужасов. Создается имитация рабочего места, допустим, электрика – и правдоподобная инсталляция несчастного случая с драматическими подробностями.

Смысл в чем: показать, во что можешь превратиться из-за безалаберности.

В Петербурге финским опытом вдохновились. Как объяснял нам Виталий Цаплин, не надо так уж переоценивать причудливость русского менталитета, которому как бы все нипочем. Едва наш человек пересекает на машине финскую границу, моментально прекращает лихачить и мусорить и вообще превращается в типичного европейца.

Надо создать среду, которая побуждает выполнять правила даже тогда, когда нет надзирающего ока, комментирует Цаплин:

Среда обучения должна пробуждать необходимую реакцию на опасность через психологическое давление.

Партнерами в проекте стали финны. Все это вписалось в программу приграничного сотрудничества «Россия – ЕС». В нашем случае – «Россия – Юго-Восточная Финляндия».

Участники с нашей стороны – два петербургских вуза: ГАСУ и гуманитарный ЛГУ им. А. С. Пушкина (он отвечал «за психологию» – поднял труды Павлова, Сеченова, бихевиористов). От финнов – университеты Сайменский и XAMK. Зачем это финнам? Затем, что есть совместные строительные предприятия.

Деньги – от обеих стран, в целом около 700 тыс. евро. Проект называется SAFECON (Safe, Skilled and Productive Construction Sites), на наш переводят как «Безопасность, высокий профессионализм и эффективность на строительных площадках». Полигон «Умный труд» – это неформальное название.

Он разместился на базе ГАСУ за Красным Селом. В создании помогали петербургская Инспекция по охране труда, «Нострой», поддержали комитеты по труду, по строительству и по науке и высшей школе.

Чисто автоматически

В павильоне девять модулей интерактивного обучения по разным видам строительных работ: столярные, работы с сосудами высокого давления и так далее. В каждом модуле по две полноразмерные инсталляции рабочего места: вот вариант, когда правила выполняются, а вот какая жуть произойдет, если не выполняются. Страшное увечье, а то и летальный исход.

Обучение на полигоне уже включено в учебную программу в ГАСУ, в свободное «от студентов» время, предполагают, тренировку будут проходить сотрудники строительных компаний – как это принято в Финляндии.

Посмотрим, настолько ли наши люди впечатлительны, чтобы из страха начать соблюдать ТБ. Мы провели неформальный опрос работников разных производств. Тех, которые опытные и с головой на плечах.

Вот какое среднее арифметическое получилось. Страх, говорят, конечно – оружие мощное. Но вот что неоднократно спасало – так это скучная штука «доведение до автоматизма».

Вот как самые классные водители включают поворотники даже когда по безлюдной лесной дороге едут, так и самые умные работники производств соблюдают ТБ не из страха – а так, чисто автоматически.


#строители #травмы #опасность

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (7033) от 19.10.2021 под заголовком «Чтобы труд поумнел».


Комментарии